Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
13 января, 2024
Поделиться
Обзор компактных игр для дошкольников
Настольная игра объединяет семью, учит вырабатывать стратегию, разбираться в правилах, справляться достойно с победой и поражением, запоминать очередность ходов и тренировать внимание. Кроме того, совместный процесс тренирует саморегуляцию, ведь у игры есть этапы и участники, поэтому приходится учиться управлять своим состоянием и распределять ресурсы.
💚 Что стоит учесть при выборе игры?
Доступность малышу. Если игра имеет вариации проведения, может быть упрощена и видоизменена с применением индивидуального подхода к возможностям игроков, то она будет расти вместе с ребенком. Малыш сможет освоить простой вариант и обрести уверенность в своих силах без ощущения, что с ним играют в поддавки. Затем ребенок с гордостью будет осваивать более взрослый вариант и не теряться, когда эту игру предлагают в новом коллективе: на детском празднике или в садике.
Яркость оформления. Оснащение игры должно удерживать внимание ребенка и вызывать интерес. Тем более что мышление ребенка пока не абстрактное, а максимально предметное. Даже если малыш может идентифицировать карточки с символами, ему больше по вкусу придутся изображения животных, предметов или героев сказок. Такие карточки хочется разглядывать, они будят воображение, вызывают ассоциации и эмоции ребенка.
Удобство хранения. Если игру сложно собрать в коробку, вы никогда не сможете поручить это ребенку и вовлечь его в важный общий процесс организации совместного досуга. Вы и сами будете предпочитать другое занятие, опасаясь, что время наведения порядка окажется больше, чем сама игра. Ведь с малышом она очень непродолжительна.
Компактность. Часто дома ребенок предпочитает привычные игрушки, а вот в поездке, в очереди к врачу, на пляже или в гостях с удовольствием коротает время за настольной игрой. При этом игра не должна навязываться как обязательная часть программы, чтобы не вызывать у ребенка протеста и нежелательных ассоциаций. Если игра компактна, то вы сами не настроены на оправдание затраченных усилий. Вы можете поиграть, а можете не поиграть. И оба варианта для вас будут приемлемыми. Компактную игру можно положить в детский рюкзачок или чемодан, чтобы ребенок сам с гордостью нес ее.
Плотность карточек. Малыши не отличаются аккуратностью и развитой мелкой моторикой, поэтому обращение с карточками может быть не очень бережным. Тем более малышу хочется изучить карточки самому, а не выслушивать постоянные комментарии и опасения взрослых, что он их помнет, порвет или испачкает.
💚 Виды карточных игр для малышей:
Лото. В игре на большую карточку с изображениями необходимо класть аналогичные маленькие, соответствующие каждой ячейке, чтобы заполнить все пространство. Для малышей 2-3-х лет стоит выбирать тематические лото с яркими картинками, чтобы облегчить ребенку узнавание и привлечь внимание. Помимо когнитивных процессов, эта игра развивает речь, поскольку расширяет словарный запас и побуждает к коммуникации.
Мемо. Игрокам необходимо угадывать и запоминать расположение парных картинок. Для малышей стоит выбирать варианты с яркими изображениями и начинать с небольшого количества пар, постепенно усложняя игру. Комментарии взрослого должны быть максимально понятными, чтобы ребенок не воспринимал происходящее как беспорядочное переворачивание карточек.
Карты. Знакомые всем классические колоды карт тоже способны заинтересовать ребенка. Для малышей стоит отобрать лишь изображения с людьми. Самой простой игрой может стать игра в «Пьяницу», когда игроки по очереди выкладывают из своей стопки карты, а тот, чья карта «старше», забирает обе. Чуть позже можно знакомить ребенка с мастями карт и сортировать их по стопочкам. Малыши 4-х лет могут играть в «Акулину», когда у игроков происходит обмен в надежде собрать всех дам или, например, королей.
Викторины. С помощью взрослого, который читает вопросы или загадки на карточках, ребенок ищет карточку с нужным ответом. Такая игра стимулирует мышление, память и речь ребенка, расширяет его кругозор и способствует азартной тренировке скорости реакции.
Поиск пары. Парные карточки развивают логику, воображение и коммуникативные навыки ребенка, ведь часто необходимо объяснить свой выбор. Игра учит классифицировать предметы, видеть аналогии и перебирать предложенные варианты, отметая неподходящие.
Уно. Малышу можно облегчить привычные правила и придумать сброс карт исключительно по цвету. Игра развивает внимание, цветовосприятие, мелкую моторику, скорость реакции и мышление.
Доббль. На карточках изображены предметы, среди которых нужно найти парный изображению другой карточке. Выигрывает самый внимательный. Малыш учится вглядываться в изображения, удерживать в памяти образы, ориентировать в пространстве карточки и произносить нужное название первым. Игра вызывает неподдельный азарт участников.
💚 Какую бы игру из предложенных вариантов вы не выбрали, стоит придерживаться важных правил ее проведения с малышом:
терпеливо и наглядно объяснять правила. Совершенно нормально, если карты на руках ребенка открыты для вашей помощи и подсказок.
наблюдать за вниманием и утомлением ребенка. При признаках усталости стоит довести очередной раунд до логического конца и закончить игру на позитивной ноте.
хвалить ребенка и поддерживать его усилия. Понимание правил и верные действия особенно нуждаются в поощрении, поскольку здесь ребенок использует не удачу и случай, а собственные осознанные усилия.
поддерживать в случае проигрыша. Поскольку для ребенка 3-4-х лет особенно важна соревновательность, стоит деликатно комментировать ход игры и давать малышу при желании возможность отыграться. При проигрыше не стоит обесценивать переживания ребенка, ведь умение проигрывать - важное и приобретаемое качество личности, говорящее об успешной адаптации и достаточном самоконтроле.
Если вы хотите играть с ребенком, но пока не знаете, какие игры выбрать, как учесть возраст и интересы малыша, приглашаем вас на курс "Игры дома с детьми 3-6 лет".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта