Что такое пассивный и активный словарь и его роль в развитии речи ребенка
Речевое развитие ребенка не исчерпывается только произносимыми им звуками. Конечно же, вы замечаете, насколько малыш стал сообразительным, как хорошо он понимает обращенную к нему речь, как с интересом наблюдает за людьми и событиями вокруг. Знакомство с основными понятиями, их обобщение и анализ уже вполне ему доступны. Пассивный словарь ребенка в 5-6 раз превышает словарь употребляемых им слов.
Чаще всего ребенок произносит около 8-10 слов, состоящих из 1-2 слогов. Причем эти слова могут быть не полноценным названием предмета, а определенным упрощением извукоподражанием. Ребенок словом «ам» может обозначать и пищу, и посуду для еды, и чувство голода, и картинку с нарисованными продуктами. Это простое детское слово демонстрирует способность малыша к довольно серьезной операции обобщения, когда он способен создавать логические цепочки, использовать ассоциации и замечать специфические признаки.
Малыш способен называть членов семьи, употребляя комбинации одинаковых слогов «мама», «папа», «баба». Ему уже доступны имена знакомых людей и клички животных. Произносит их он пока еще не полностью, а выделяя характерный слог или комбинацию звуков. Например, имя «Таня» может переделать в «Тата», «Вова» - в «Вава» и т.д.
Многие предметы ребенок обобщает по форме, цвету или действию. Словом «мяч», например, он может называть любые круглые предметы. Причем слово может произноситься не полностью, а лишь частично, поскольку артикуляция малыша еще не совершенна.
Интересуясь всем вокруг, малыш начинает произносить слово «эта» и указывать пальцем на тотпредмет, который его особенно привлекает. Вы замечаете, что на один и тот же предмет ребенок может показывать с определенной периодичностью, буквально впитывая название, которое начнет самостоятельно употреблять еще через довольно продолжительное время.
Словарь ребенка зависит от того, что он привык слышать. Многообразие слов и ситуаций расширяют словарный запас и определяют предпочтения ребенка в употреблении слов. Если малыш чаще слышит существительные, то будет менее ориентирован на выполнение простых инструкций. Старайтесь объединять предметы с характерным действием, говорите: «машина едет», «вода льется», «птица летит» и т.д.
Обязательно употребляйте такие слова как «да», «нет», «нельзя» или «осторожно». Эти слова знакомят малыша с правилами и помогают ребенку четко обозначать свои предпочтения. С помощью коротких слов и характерных жестов малыш сможет донести до вас информацию о том, с чем он не согласен. Нередко до этого вы могли не понимать, что капризы и плач ребенка связаны с неудобной одеждой или нелюбимой пищей.
Давайте малышу простые поручения что-то дать, принести или собрать. Постепенно ребенок начнет сам употреблять односложные обозначения действий. Поскольку «на» ему произнести проще, чем «дай», то он может употреблять это слово для обозначения противоположных действий, каждый раз правильно понимая смысл происходящего.
Поскольку пассивный словарь малыша гораздо шире, разнообразнее и сложнее, то он должен формироваться на основе правильно произносимых слов. Не упрощайте свою речь и не используйте в ней лепетные замены самого малыша, он прекрасно поймет вас, если привык слышать полноценную и грамотную речь взрослых.
Старайтесь использовать различные интонации, чтобы ребенок понимал, что он слышит: вопрос, утверждение или команду. Постепенно интонирование поможет ему правильно доносить свою мысль даже с минимумом произносимых звуков.
Расширить ваши знания об особенностях коммуникации малыша вы можете на уроках аудио курса и марафона "Речь и общение".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта