речь

Мой молчун

Мой молчун
Поделиться

Красные флаги задержки речевого развития на первом году жизни ребенка

Малыш до года стремительно развивается и за эти первые месяцы жизни из беспомощного комочка превращается в человека со своим характером, умениями, вкусами и проявлениями. Все это мы видим не только наблюдая за ним со стороны, но и взаимодействуя. Для коммуникации мы прежде всего используем речь. Именно поэтому проблемы, связанные с пониманием речи и с собственной речевой экспрессией малыша, очевидны для чутких родителей. В контакте с малышом четко прослеживаются как его достижения, так и отсутствие перемен и прогресса в течение длительного времени. Но как не удариться в другую крайность и не искать проблемы там, где их нет? Как обычно, с тревогой родителей помогает совладать нужная и своевременная информация о развитии ребенка.

💚 На что стоит обязательно обратить внимание, чтобы не упустить время и обратиться к специалистам: педиатру, отоларингологу, логопеду, неврологу или психологу?

  1. Слабая реакция ребенка на звуковые раздражители. Вы замечаете, что малыш эмоционально включается в общение, если вы устанавливаете зрительный контакт, но не старается сориентироваться, если звуки в целом и звуки речи в частности звучат рядом. В этом случает консультация отоларинголога и мониторинг слуха ребенка обязательны. Родители часто списывают подобные реакции на возраст крохи, объясняют, что он занят игрушкой и пока ему взрослые разговоры неинтересны. Помните о том, что снижение слуха имеет степени, поэтому недостаточно просто убедиться в том, что малыш реагирует на громкие звуки, нужно понять, достаточно ли восприятие впечатлений слуховым анализатором для понимания речи и последующего ее копирования, когда ребенок начинает подражать.
  2. Малыш не реагирует особым образом на звуки речи и не оживляется на голос матери. К 8-9 месяцам ребенок чутко воспринимает интонации, с интересом наблюдает за общением членов семьи и эмоционально включается в происходящее. Если реагирование малыша очень избирательно, и вы видите, что ребенок больше ориентируется на вашу мимику и действия, стоит обратить на это пристальное внимание.
  3. Лепет ребенка монотонен и небогат. Вы замечаете, что нет развития и усложнения комбинаций звуков, малыш не экспериментирует со звуками и скован в своих проявлениях. В таких случаях можно предположить как проблемы восприятия богатства речи окружающих, так и сложности управления собственным артикуляционным аппаратом ребенка. Причем стоит понимать, что управление любыми движениями осуществляется не только самими органами (язык, губы, щеки), но и важными моторными центрами речи, которые находятся в коре головного мозга. Часто взрослые в этих случаях наблюдают общую неуклюжесть ребенка. Конечно, психомоторное развитие ребенка первого года жизни очень интенсивно, поэтому не стоит ждать сразу четких и координированных движений, особенно в период освоения ходьбы, но все же трудности звукопроизношения не ускользнут от внимательных родителей. Помните и о ресурсе организма малыша: в период освоения ходьбы речь в принципе может быть поставлена на паузу до автоматизации двигательных навыков. Поэтому если сейчас ваш ребенок сосредоточенно топает, то ему может быть не до наращивания словарного запаса и экспериментов с произнесением новых звуков.
  4. У ребенка к году не обнаруживается четкого понимания нескольких слов. Вы видите, что ребенок не смотрит на называемый вами предмет, не реагирует готовностью на те действия, которые вы озвучили. Малыш реагирует только на суть происходящего, а не на ваши слова. При этом оценивать эти умения стоит лишь с использованием постоянно повторяемых вами слов, которые должны уже были быть восприняты, усвоены и зафиксированы в пассивном словарном запасе малыша.
  5. Малыш не подражает простым звукам и не повторяет звуки животных. Оценивать эти способности следует в игре, чтобы эмоционально вовлекать малыша в ситуацию. Пусть малыш вслед за вами пробует произнести «бах», «бум» или «хлоп», когда упала башня из кубиков, стремиться помяукать или погавкать, когда вы демонстрируете ему картинки с животными или соответствующие игрушки.
  6. Не произносит к году даже нескольких упрощенных слов и не изобретает собственных. При этом не стоит ждать от малыша четкого и правильного произнесения. Сейчас важнее сама речевая активность и желание использовать ее в общении. Вы можете замечать, что малыш одним словом называет сходную группу предметов, имеющую для него важный признак. Так ребенок пробует обобщать и применять речь для анализа причинно-следственных связей.
  7. Ребенок предпочитает гаджет живому общению со взрослым. Конечно, мелькание ярких картинок на телефоне или планшете привлекает внимание малыша и приковывает к экрану. Но если ребенок в принципе безучастен к эмоциональному общению, похвале взрослого, ярким стихам и потешкам, смешным моментам живого общения, это повод проанализировать эмоциональное и речевое развитие малыша. Возможно, «уход в гаджеты» является компенсацией дефицита общения, сформированной взрослыми привычкой и самым ярким впечатлением повседневности. В этом случае при совершенно сохранном слухе, моторных и мыслительных процессах у ребенка искажены социальное и мотивационное развитие. Ребенку проще пассивно получать эмоцию, а не создавать ее самому, ценой усилий и включения множества нейронных связей.

💚 К сожалению, возможности современного общества и коммуникации в нем часто не лучшим образом сказываются на естественном и своевременном развитии речи ребенка. Родители успокаивают себя мыслью, что ребенок еще мал и не пришло его время, упуская наиболее благоприятные сенситивные периоды становления речевых навыков. Потом ребенку приходится трудиться с повышенной нагрузкой, чтобы догнать ровесников, и то при условии регулярных занятий и достаточного полноценного общения с близким взрослым. Для нас очень важно найти индивидуальный подход к малышу, уловить его предпочтения и личную динамику, чтобы не дрессировать и натаскивать ребенка, а помогать раскрыться собственному потенциалу крохи. Если тема речевого развития малыша для вас интересна и актуальна, прослушайте уроки аудио курса и марафона «Речь и общение».

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи