речь

Забавные рифмы

Забавные рифмы
Поделиться

Почему малыши предпочитают сказки в стихах?

Уже с первых недель жизни малыш начинает знакомиться с рифмами. Мы сами не замечаем порой, как рифмованные потешки, детские стихи, прибаутки буквально сами всплывают в памяти, когда мы переодеваем малыша или хотим отвлечь, чтобы не капризничал. Внимательные мамы замечают, что рифмы особенно завораживают детей и удерживают их внимание.

Когда наступает время первых книг и разглядывания картинок, предпочтение ребенок опять отдает стихам. Сказка в прозе не воспринимается так живо. Малыш начинает скучать и не дослушивает до конца даже короткие истории.

💚 В чем же секрет рифмы? Почему на малыша она так завораживающе действует?

  • Включение внимания. Ритмичность стихов активизирует саморегуляцию ребенка. Малыш концентрируется на звуковом рисунке слышимой речи и повторениях схожих звуковых схем. Звуки стихотворения как будто покачивают его в определенном ритме, включая восприятие и снижая при этом монотонность и утомление, которые свойственны фразам, произнесенным в прозе.
  • Особый интонационный строй. Фразы в стихах обретают особую динамику. Они более выраженные и яркие. Ребенку легче воспринять настроение повествования и разделить основную эмоцию сюжета.
  • Тренировка памяти. Рифмованная речь легче запоминается и воспроизводится. Рифмы побуждают малыша повторять. Даже при пассивном восприятии ребенок эмоционально реагирует на знакомые сочетания и воспринятые ранее рифмованные строчки.
  • Лаконичность изложения. Сказки в стихах имеют сжатую форму и легкую подачу материала. Даже если присутствуют малознакомые для ребенка слова, малыш воспринимает общую атмосферу сказки и получает впечатление без излишних подробностей и скучных детализаций.
  • Усвоение словоформ. Ребенок накапливает словарный запас без необходимости концентрироваться на множестве звуковых сочетаний. Схожесть звучания помогает восприятию и расширяет эрудицию малыша практически без усилий.
  • Тренировка фонематического слуха. При прослушивании стихов малыш концентрируется на различении схожих и отличающихся звуков, тонкостей речевой окраски, нюансах интонаций и мелодике построения рифмованных фраз.
  • Развитие воображения. Рифмы способствуют особенно яркой визуализации образа. Ребенку помогают фантазировать сами звуки, создавая неповторимый визуальный ряд услышанного сюжета.
  • Включение эмпатии. Малыш сопереживает во время чтения стихов взрослым, включается в процесс, старается подражать и разделять общую эмоцию. Чтение стихов способствует укреплению эмоциональной привязанности ко взрослому, созданию особой атмосферы близости и совместных впечатлений.

💚 С каких стихов стоит начать знакомство с рифмами?

  1. Народные песенки и потешки. Книги с яркими иллюстрациями включают народный фольклор: пестушки, заклички, считалки. Не стоит думать, что раз эти стихи содержат устаревшие слова, то малышу они неинтересны и непонятны. Ребенок с удовольствием слушает такие рифмы. Особенно ценным является настроение взрослого. Чаще всего мы с особой теплотой произносим эти знакомые с детства слова. Они для нас являются принадлежностью к своей культуре, азами первого нравственного воспитания, особой атмосферой народной мудрости.
  2. Короткие стихи для самых маленьких. Такая поэзия имеет законченный сюжет буквально в нескольких строчках. Ритм таких стихов четкий и легкий для восприятия, а слова достаточно просты для воспроизведения. К таким стихам можно отнести поэзию Агнии Барто, Самуила Маршака, Эдуарда Успенского. Особой любовью детей и взрослых пользуется цикл переведенных в стихах Маршаком народных английских песенок.
  3. Стихи о природе и временах года. Яркие впечатления об окружающем мире и природных явлениях особенно любимы детьми. Они передают настроение времен года, яркого солнечного дня, прихода весны, очарования осени, снегопада или летнего дождика.
  4. Загадки в стихах. Рифмованные загадки, в которых нужно угадать словечко в рифму, включают как мышление ребенка, так и его речевые навыки. Малыш перебирает варианты синонимов в рифму среди слов с нужным по смыслу значением. Правильный ответ вызывает бурную радость и мотивирует малыша продолжать общение.
  5. Стихи о праздниках. Такая поэзия создает предпраздничное настроение, может стать поздравлением близких, первым выступлением на празднике перед Дедушкой Морозом. У малыша появляются соответствующие ассоциации, возникают традиции приема гостей и семейных торжеств.
  6. Сказки в стихах. Всем известные сказки Чуковского, Маршака, Пивоваровой имеют сказочный сюжет и простые рифмы. Такие сказки потом расходятся на цитаты и устойчивые выражения. Малыш учится употреблять знакомые рифмованные фразы в подходящих обстоятельствах своей обычной жизни. Вы можете фрагментарно знакомит ребенка со сказками Пушкина и другими произведениями классиков, расширяя кругозор и эрудицию, развивая память, речь и общий культурный уровень своего ребенка.
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи