Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
05 января, 2024
Поделиться
Почему малыши предпочитают сказки в стихах?
Уже с первых недель жизни малыш начинает знакомиться с рифмами. Мы сами не замечаем порой, как рифмованные потешки, детские стихи, прибаутки буквально сами всплывают в памяти, когда мы переодеваем малыша или хотим отвлечь, чтобы не капризничал. Внимательные мамы замечают, что рифмы особенно завораживают детей и удерживают их внимание.
Когда наступает время первых книг и разглядывания картинок, предпочтение ребенок опять отдает стихам. Сказка в прозе не воспринимается так живо. Малыш начинает скучать и не дослушивает до конца даже короткие истории.
💚 В чем же секрет рифмы? Почему на малыша она так завораживающе действует?
Включение внимания. Ритмичность стихов активизирует саморегуляцию ребенка. Малыш концентрируется на звуковом рисунке слышимой речи и повторениях схожих звуковых схем. Звуки стихотворения как будто покачивают его в определенном ритме, включая восприятие и снижая при этом монотонность и утомление, которые свойственны фразам, произнесенным в прозе.
Особый интонационный строй. Фразы в стихах обретают особую динамику. Они более выраженные и яркие. Ребенку легче воспринять настроение повествования и разделить основную эмоцию сюжета.
Тренировка памяти. Рифмованная речь легче запоминается и воспроизводится. Рифмы побуждают малыша повторять. Даже при пассивном восприятии ребенок эмоционально реагирует на знакомые сочетания и воспринятые ранее рифмованные строчки.
Лаконичность изложения. Сказки в стихах имеют сжатую форму и легкую подачу материала. Даже если присутствуют малознакомые для ребенка слова, малыш воспринимает общую атмосферу сказки и получает впечатление без излишних подробностей и скучных детализаций.
Усвоение словоформ. Ребенок накапливает словарный запас без необходимости концентрироваться на множестве звуковых сочетаний. Схожесть звучания помогает восприятию и расширяет эрудицию малыша практически без усилий.
Тренировка фонематического слуха. При прослушивании стихов малыш концентрируется на различении схожих и отличающихся звуков, тонкостей речевой окраски, нюансах интонаций и мелодике построения рифмованных фраз.
Развитие воображения. Рифмы способствуют особенно яркой визуализации образа. Ребенку помогают фантазировать сами звуки, создавая неповторимый визуальный ряд услышанного сюжета.
Включение эмпатии. Малыш сопереживает во время чтения стихов взрослым, включается в процесс, старается подражать и разделять общую эмоцию. Чтение стихов способствует укреплению эмоциональной привязанности ко взрослому, созданию особой атмосферы близости и совместных впечатлений.
💚 С каких стихов стоит начать знакомство с рифмами?
Народные песенки и потешки. Книги с яркими иллюстрациями включают народный фольклор: пестушки, заклички, считалки. Не стоит думать, что раз эти стихи содержат устаревшие слова, то малышу они неинтересны и непонятны. Ребенок с удовольствием слушает такие рифмы. Особенно ценным является настроение взрослого. Чаще всего мы с особой теплотой произносим эти знакомые с детства слова. Они для нас являются принадлежностью к своей культуре, азами первого нравственного воспитания, особой атмосферой народной мудрости.
Короткие стихи для самых маленьких. Такая поэзия имеет законченный сюжет буквально в нескольких строчках. Ритм таких стихов четкий и легкий для восприятия, а слова достаточно просты для воспроизведения. К таким стихам можно отнести поэзию Агнии Барто, Самуила Маршака, Эдуарда Успенского. Особой любовью детей и взрослых пользуется цикл переведенных в стихах Маршаком народных английских песенок.
Стихи о природе и временах года. Яркие впечатления об окружающем мире и природных явлениях особенно любимы детьми. Они передают настроение времен года, яркого солнечного дня, прихода весны, очарования осени, снегопада или летнего дождика.
Загадки в стихах. Рифмованные загадки, в которых нужно угадать словечко в рифму, включают как мышление ребенка, так и его речевые навыки. Малыш перебирает варианты синонимов в рифму среди слов с нужным по смыслу значением. Правильный ответ вызывает бурную радость и мотивирует малыша продолжать общение.
Стихи о праздниках. Такая поэзия создает предпраздничное настроение, может стать поздравлением близких, первым выступлением на празднике перед Дедушкой Морозом. У малыша появляются соответствующие ассоциации, возникают традиции приема гостей и семейных торжеств.
Сказки в стихах. Всем известные сказки Чуковского, Маршака, Пивоваровой имеют сказочный сюжет и простые рифмы. Такие сказки потом расходятся на цитаты и устойчивые выражения. Малыш учится употреблять знакомые рифмованные фразы в подходящих обстоятельствах своей обычной жизни. Вы можете фрагментарно знакомит ребенка со сказками Пушкина и другими произведениями классиков, расширяя кругозор и эрудицию, развивая память, речь и общий культурный уровень своего ребенка.
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта