Заветное «ма-ма» ждут в каждой семье малыша. Часто, чтобы восторженно констатировать – «Заговорил!». Хотя обычно, после сказанного дважды слога «ма» ребенок не останавливается и повторяет, повторяет так долго, что можно успеть позвонить родственникам и поделиться радостью.
Несомненно, то что ребенок начал повторять слоги – это повод для гордости. Малыш перешел на новый этап освоения языка – лепет. Хотя это еще не слова.
Лепет – это воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Любопытно, что дети всего мира гулят одинаково. Это значит, что в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку. При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет.
Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это ещё «игра» ребенка с голосовыми звуками. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», оттачивая мастерство произношения и переводя количество в качество.
Ближе к году появляются первые слова – слова-предложения. Одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Малыш уже сопоставляет предметы, действия и их названия. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает.
Речевая активность в этом возрасте во многом ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении.
💚 Как поддержать лепетание и создать развивающую среду?
Разговаривайте с малышом. Говорить с ребёнком нужно с самого рождения. Не стоит думать, что малыш ничего не понимает. Прежде всего, ребёнок слышит ваш голос и ваши приятные интонации. Так у малыша формируются представления о речи и родном языке. Он слышит ваш голос каждый день – как вы разговариваете с кем-то, задаете вопросы или отвечаете на них. А может напеваете под нос песенку или говорите по телефону. Важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться к нему. Задавайте вопросы и делайте паузы. «Хочешь куклу или мяч?» - «О, ты тянешься к мячику. Выбрал мяч». Комментируйте все свои действия и описывайте ребёнку всё вокруг. «Одеваемся, чтобы пойти гулять на улицу». «Набираем теплую водичку, чтобы искупаться и быть чистым». Ещё один плюс от таких разговоров в том, что малыш будет спокойно воспринимать новые события, ведь будет знать о них заранее.
Пойте песни, читайте книги. В пении соединяются слова, их смысл и ритм – то, что нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Так ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Например, стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша: одевание, пробуждение, игру.
Изображайте звуки зверей и природы (коровы, ветра). Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика. Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой».
Разыгрывайте диалоги между куклами в присутствии малыша. Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:
– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Саша»
– «Привет, Саша! А я мама Ира»
– «Привет, мама Ира! А это кто?»
– «А это у нас мальчик Леша!»
И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.
Делайте акцент на развитие мелкой моторики. Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано. Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития. Для развития мелкой моторики у малыша можно использовать любые занятия, где работают пальчики рук. Например, можно тренироваться просовывать пуговки в петли или больше лепить из пластилина.
💚 Найдите тот способ, который вам самим приносит удовольствие и разделите его с ребенком. Ваши позитивные эмоции поддержат любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательную активность маленького человека.
В нашей группе ВКонтакте мы делаем подборки потешек, сказок и стихов для малышей. Узнать больше по теме вы можете на курсе-марафоне "Речь и общение".
Веселых игр и радостного общения вам с малышом!
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта