Усложнение мыслительной деятельности годовалого ребенка
Если наблюдать за поведением и игрой годовалого малыша, можно заметить, что даже простые повторяющиеся действия важны для его понимания природы вещей и свойств предметов и игрушек.
Малыш взрослеет буквально на глазах и во многом обогащает его знания новый жизненный опыт. Скудная среда и однообразие впечатлений не дают ему необходимых условия для развития мыслительных способностей, ведь для анализа необходим материал.
Самым главным правилом развития интеллектуального потенциала ребенка является дозированность новых впечатлений. Родители в своем желании показать ему все самое интересное и полезное рискуют перегрузить его нервную систему и переутомить его. Подобный избыток впечатлений часто ведет не к расцвету умений ребенка, а к слезам и истерикам.
Чтобы успешно соблюдать баланс в знакомстве с новыми объектами для изучения необходимо чутко следить за поведением ребенка, его реакциями и особенностями восприятия. Малыши отличаются не только интересами и склонностями, но и темпераментами, а значит необходимо учитывать эти индивидуальные особенности, развивая его интеллект.
Годовалый ребенок активно осваивает прямохождение, поэтому ему становятся доступны новые пространственные возможности. Теперь он больше замечает предметы на уровне глаз и может достаточно быстро преодолеть даже значительное расстояние. Улучшая координацию движений при ходьбе, малыш уже может брать эти предметы, изучать и переносить, а значит на практике познавать их физические характеристики (вес, объем, фактуру и материал). Уронив предмет с высоты своего роста случайно, ребенок наблюдает за результатом своего действия и анализирует его последствия. Затем малыш может намеренно бросать предметы и сравнивать действия.
Причем в характере взаимодействия большую роль может играть и пол малыша.
Мальчик чаще более активен и стремителен в своих действиях, может намеренно бросать и экспериментировать, в то время как девочка может садиться к упавшему предмету и тщательно его исследовать.
Мальчики стараются освоить пространство, изучить его свойства и характеристики, а девочки склонны анализировать детали и сосредотачиваться на отношениях между людьми или закреплении названий предметов.
Малыш использует в познании не только навыки крупной моторики: возможность ходить, переносить, пинать ногой или забираться куда-то.
Координация и точность движений руки малыша позволяет ему совершенствовать мелкую моторику. Ребенок способен изучать мелкие игрушки, познавать свойства сыпучих предметов или жидкостей. Теперь его возможности позволяют заняться творчеством. Совместно со взрослым ребенок учится обращаться с пластилином, тестом, бумагой, мелками и карандашами. Даже первые неуверенные штрихи раскрывают перед ним огромный простор познания свойств новых материалов и изобразительных средств.
Ребенок в творчестве развивает не только воображение и фантазию, но и расширяет границы своего восприятия. Теперь он замечает свойства тех вещей, но которые мог раньше не обращать внимание. При этом он уже способен воспринять результат своих действий и намеренно ждать похвалы взрослого.
Для формирования самооценки ребенка следует двигаться в занятиях от простого к более сложному, ведь позитивный результат вдохновляет ребенка и ведет к росту его уверенности в своих силах и самостоятельности. Годовалый малыш может очень эмоционально реагировать на неудачу, в этом случае познание нового может закрепить негативные ассоциации.
Теперь ребенок анализирует не только свойства предметного мира, но и активно познает отношения и их законы. Знакомство с правилами, ограничениями и запретами позволяют ему анализировать их причину. Сначала малыш может реагировать протестом на эти вмешательства, но спокойное объяснение взрослым причины запрета и разумность ограничений дают толчок пониманию основ правил безопасного взаимодействия с миром.
Если для вашего малыша познание границ дозволенного - "острая" тема, вы не знаете, как реагировать на истерики крохи в разных ситуациях, задумываетесь о том, как не терять присутствие духа в такие моменты, пройдите марафон "Не кричи!"
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта