Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
12 января, 2024
Поделиться
Используем посуду и предметы быта для развития ребенка
Для развития нужны разнообразные стимулы и насыщенная среда. Многие родители под этим понимают специальные пособия и дорогостоящие игрушки. Действительно, ребенку нужны впечатления и игрушки, но не стоит забывать о естественном и закономерном этапе развития малыша, когда он активно интересуется предметами быта. Не нужно выключать ребенка из естественного хода вещей и повседневных забот семьи, отправляя к «детским делам». Уже с 5-6месяцев для ребенка обычная кастрюля может быть привлекательнее самой модной игрушки.
💚 Давайте разбираться, чем кастрюля может заинтересовать кроху и как способствует развитию его когнитивных способностей?
Возможность наблюдать и анализировать. Ребенок видит кастрюли практически ежедневно, ведь он рядом с вами, когда вы готовите или разогреваете пищу. Для малыша форма предмета и его назначение – материал для понимания причинно-следственных связей и назначения предметов в обычной жизни. Конечно же, ваши комментарии и живая беседа с ребенком о происходящем поясняют последовательность ваших действий и назначение кастрюли среди многочисленных интересных объектов для изучения на кухне.
Манипуляция без гиперопеки и подстраховки. Сам материал кастрюль помогает самостоятельности крохи. Ведь мама не боится, что кастрюля пострадает или ребенок ударится. Безопаснее давать малышу кастрюлю для изучения, когда он удобно расположился прямо на полу. Например, на развивающем коврике или одеяле. В этом положении не ограничено пространство игры. Ребенок буквально собственной позой ощущает габариты кастрюли и не рискует ее уронить на самого себя. По этой причине простые манипуляции с кастрюлей, повторение однообразных движений или, напротив, лихие эксперименты проходят более свободно. Ребенка не торопят, не стоят у него над душой, а как раз рады, что малыш занят и не требует поминутного внимания, пока мама хлопочет на кухне.
Знакомство с характеристиками предмета: величиной, формой, вместимостью. Ребенок с удовольствием сравнивает кастрюли или водружает на них крышки, подбирая подходящую. Но даже одна кастрюля может обеспечить длительную игру. Ребенок помещает в нее игрушки, занимаясь противоположными действиями: положить - достать. Такие противоположности особенно занимают ребенка 7 -8 месяцев. Вы можете показать, что большая игрушка способна поместиться в кастрюлю лишь одна, а вот маленьких можно положить несколько. Так ребенок знакомится с понятием объема. Малышу интересно наливать в кастрюлю жидкость, переливать через край, вычерпывать ложкой или половником. Для ребенка кастрюлька может стать любимой игрушкой при купании.
Усвоение понятия «внутри-снаружи». Такое изучение происходит не только при наполнении кастрюли, но и во время игры, например, с сухими крупами. Чтобы крупа не рассыпалась по всему столу при пересыпании стаканчиком или просто просеивании ситом или рукой, ребенку можно предложить делать это в кастрюле. Обязательно отмечайте, что за пределами ограниченного пространства все остается чистым, если играть аккуратно.
Сенсорное развитие. В изучение кастрюли включены не только зрение и осязание. Металлическая кастрюля звучит. Ребенок может постукивать по ней предметами, стучать крышками от кастрюль, брякать металлом при переворачивании кастрюли. Обратите внимание на удивление малыша при этих звуках. Постарайтесь их имитировать собственной озвучкой, побуждая малыша произносить новые слоги. Можно сказать: «Дзынь, бах, бум!» Поощряйте исследовательскую активность малыша. При этом ненавязчиво знакомьте его с правилами. Например, что кастрюлю не нужно бросать, ведь она тяжелая и издает громкий звук. Или ей не нужно громко бренчать, если кто-то в семье отдыхает. Пусть правил будет немного, но причины этих ограничений станут понятны малышу.
Включение воображения и поиск оригинальных идей. Ребенок еще не ограничен стереотипами использования предметов по прямому назначению. Поэтому не удивляйтесь, если малыш наденет кастрюлю на голову, как шляпу, или будет ударять в нее, как в гонг. Не нужно сразу гасить инициативу малыша протестами. Такая игра вовсе не означает, что ребенок не усвоил, что перед ним посуда, и предназначена она для готовки.
Освоение сюжетных игр. Уже с 11-12 месяцев малыш познает простые сюжеты и старается имитировать действия взрослого в игре. Ребенок может интересоваться теперь не только настоящей кастрюлей, но и ее миниатюрной игровой копией. Малыш взаимодействует с детской посудкой и с удовольствием идентифицирует в наборе кастрюльку. Малыши постарше играют в приготовление обеда, накладывая в кастрюлю листики, песок, детали конструктора. Поощряйте кроху, если в таких сюжетах он пробует использовать предметы-заместители и наделить простые вещи свойствами реальных объектов. Ребенок может представить, что ведро для песка – это кастрюля с кашей, например.
Освоение пространства. Ребенка после года активно интересует содержание кухонных шкафчиков. Поэтому все ваши кастрюли почти ежедневно оказываются под пристальным вниманием юного исследователя. Ребенок познает, какие кастрюли помещаются в комод или на полку. Это не разрушительное действие и не погром, а важный этап развития ребенка 1,5 лет.
Совместные игры. С кастрюлей можно играть не только в кухонные сюжеты, но и в оригинальные прятки. Ребенку второго года жизни интересен любой поиск. Если вы прячете игрушку в кастрюле и закрываете ее крышкой, для малыша это восторг, интрига, ваши общие положительные эмоции и желание вытащить объект самостоятельно.
Классификация предметов. Показывайте малышу на картинках кастрюлю, которая изображена в книге или на карточке детского лото. Увеличивайте разнообразие восприятия: вот настоящая кастрюля, вот фото предмета, вот он нарисован художником. Используйте объединяющие слова, чтобы ребенок учился обобщать и был знаком с понятием «посуда».
Тренировка бытовых навыков и опыт помощи. Ребенок после 2-х лет очень хочет подражать и помогать по дому. Для него уже особая гордость - положить продукты в кастрюлю и просто даже поставить ее на обеденный стол, чтобы вам помочь. Обязательно хвалите малыша за это желание, за понимание назначения кастрюли, за интерес к взрослым делам и попытку работать в команде.
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта