мышление

Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве
Поделиться

Как в естественных условиях развивать важное для жизни и адаптации качество

Мы часто слышим в быту фразу, которой взрослый человек в шутку объясняет свою беспомощность, когда нужно сориентировать в новом месте: «У меня топографический кретинизм!» Такая самоирония часто является признанием явных когнитивных ограничений. А действительно ли это предопределено и заложено в человеке? Можно ли воспитать необходимые навыки ориентации или способствовать реализации своего потенциала?

💚 Пространство у нас во вне, а вот причины сложных взаимоотношений с его восприятием, как обычно, внутри нас. Речь идет о нейробиологии и развитии необходимых зон коры головного мозга.

  • Конечно же, проще всего устанавливать нейронные связи в раннем детстве, но это совсем не значит, что буквально с рождения нужно дрессировать ребенка. Любая избыточность действует на нервную систему малыша угнетающе, и вместо возбуждения нужных зон вы получите закономерное запредельное торможение и невосприимчивость ребенка к вашим сверхусилиям.
  • Необходимо действовать тонко и использовать развивающую среду. Точнее сделать вашу обычную повседневную среду обитания развивающей для малыша.
  • Вам для этого понадобятся: хороший контакт с малышом, понимание его интересов и собственная включенность в процесс.
  1. Используйте опыт перемещения ребенка. Если ваш малыш с младенчества знал только кроватку, коляску и манеж, то его впечатления от мира вокруг были существенно ограничены. У ребенка просто не было возможности рассматривать предметы с разных ракурсов, изучать законы перспективы на практике и взаимодействовать с мебелью с помощью собственных проб и ошибок. Даже если ребенок еще не ползает, а лишь лежит и смотрит по сторонам, перемещайте его по комнате и помещениям дома, оборудуя безопасные уголки для игры в разных местах. Здесь не стоит увлекаться. Ребенку нужно время, чтобы осмотреться и отреагировать, поэтому тоже нужна мера. Это может быть одна комната, но исследуемая ребенком в положении на спине, на животе, глядя из кроватки, со стола, на полу. Ведь все предметы будут из этих положений и мест выглядеть иначе. Когда малыш начнет ползать, а потом и ходить, тоже стоит не препятствовать его передвижению, регулируя этот процесс лишь соображениями безопасности, а не удобства взрослых. Да, сидящий на одном месте с игрушками ребенок очень удобен для присмотра, но если это единственный досуг малыша, то пространство явно не осваивается им в полной мере.
  2. Учитывайте темперамент и интересы ребенка. Вы наверняка заметили, что мальчики более подвижны и непоседливы. Они бегают, лазают, прыгают. Все дело в разнице естественного пространственного восприятия людей разного пола. По статистике, у девочек более развиты периферическое зрение и слух, а у мальчиков - пространственная ориентация. Девочки поэтому более усидчивы и лучше замечают нюансы мимики и коммуникации окружающих людей, в то время как мальчики легче находят правильный путь и оптимизируют преодоление пространства. Но это вовсе не значит, что если у вас спокойная девочка, то она не интересуется новым опытом передвижений. Возможно, крошка хочет, чтобы вы ее сопровождали, она осторожна и медлительна. Чувствуйте потребности своего ребенка, чтобы заметить его интерес и вовремя поддержать необходимым образом. Поддержкой является и ваша похвала. Девочка может искусственно сдерживать свой познавательный интерес к изучению мест лишь потому, что вы не одобряете, что дети куда-то лезут и что-то трогают.
  3. Гуляйте с малышом в разных местах и не бойтесь совместных поездок. Если ребенок не видел ничего, кроме детской площадки во дворе, то вряд ли он станет чемпионом по спортивному ориентированию. Очень важным для малыша является и сам путь до нового места. Например, возможность дойти пешком или доехать на коляске дает крохе больше пищи для размышлений, чем постоянное перемещение на машине. Ребенок не понимает, каким образом оказался в новом месте, если его туда привезли. Часто и взрослые люди говорят о том, что ориентируются только в тех районах города, где буквально «прошли ногами».
  4. Обогащайте собственную речь пояснениями маршрута и направления движения. С самого раннего возраста малыша употребляйте в своих пояснениях понятия «право», «лево», предлоги «под», «над», «перед», «за», «около». Обязательно хвалите ребенка, если он активно использует эти служебные слова при указании места, где лежит игрушка, например. Когда у крохи наступает период стремления помогать и приносить вещи, давайте поручения, чтобы малыш учился ориентировать в пространстве дома. Пусть ребенок помогает раскладывать купленные продукты или приносит игрушки для улицы, идет к мусорному ведру, чтобы что-то выкинуть, или относит на место одежду. Дети позитивно воспринимают подтверждение собственной умелости, что сказывается на их самооценке, настроении и склонности к партнерству со взрослым, а не противостоянию.
  5. Используйте игры и творчество. Помимо подвижных игр, таких как прятки, догонялки, классики, пространственную ориентацию развивают и трехмерное моделирование. Звучит солидно, не правда ли? На самом деле это всем известные и доступные постройки из кубиков или конструктора. Для малыша очень важно освоить складывание пазлов, постройку модели из деталей по инструкции, собирать картинку из нескольких кубиков или складывать узор мозаики. Рисование также имеет самое прямое отношение к теме. Вы размещаете свое изображение в пространстве листа или чертите мелом на асфальте. Наблюдайте за тем, что ребенку особенно хорошо удается, а где возникли сложности. Такие занятия дадут вам бесценный опыт совместной игры и самую настоящую базу для интересных ребенку развивающих усилий с вашей стороны.
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи