мышление

Трогаем предметы

Трогаем предметы
Поделиться

От простой манипуляции к развитию сюжета

Годовалые малыши очень любят перебирать, складывать, засовывать, разбрасывать. Это вовсе не хулиганство или примитивное изучение, а как раз важный и необходимы этап развития игры. Нам кажется, что игра – это баловство и возможность скоротать время. Абсолютно ошибочное мнение, обесценивающее главный двигатель развития человечества, особенно в первые годы жизни. Причем для игры тоже должны быть созданы условия. Полноценно играть тоже нужно научиться.

  • Малыш играет, чтобы развивать новые мотивы и собственные потребности.
  • Учится управлять своим поведением.
  • Пробует освоить те предметные действия, которые наблюдает у старших.
  • Формирует желание взрослеть и расширять сферы собственного влияния.
  • Развивает самосознание и учится преодолевать собственный эгоцентризм.
  • Тренирует основные когнитивные процессы, усложняя причинно-следственные связи и этапы игры.
  • Пробует разнообразные формы коммуникации как сам с собой, так и для взаимодействия с другими участниками игры.
  • Снимает эмоциональное напряжение и тренирует регуляторные процессы нервной системы.

💚 Итак, с чего же начинает ребенок?

  1. Сначала малыш изучает сам предмет с помощью всех доступных манипуляций. Он засовывает в рот, стучит, ощупывает и даже бросает игрушку. Характер действий зависит и от активности самого ребенка, и от пытливости его ума. На смелость изучения влияем и мы, взрослые, если осуждаем, ругаем, кричим: «Осторожно, сломаешь!» нередко девочки, особенно восприимчивые к одобрению, не решаются исследовать в полной мере или делают это, спрятавшись от взрослых.
  2. Затем ребенку хочется усвоить общую схему действия с предметом. Для чего нужен конкретный предмет? Ложкой едят, в колокольчик звонят. Чаще всего этот этап проходит стремительно. Но только при условии, если у малыша есть возможность наблюдать за разнообразными действиями взрослого. А если взрослый при этом еще и не молчит, а поясняет, то этот этап осваивается еще быстрее.
  3. Ребенок соотносит свои действия и то, как делал с этим же предметом взрослый. Для малыша недоступна объективность, поэтому оценка успеха происходит с помощью взрослого. Если похвалили, да еще и пояснили, что именно получилось особенно хорошо, ребенок воодушевлен и хочет повторение успеха вновь и вновь, многократно повторяя манипуляцию. Именно так к малышу приходят автоматизации навыков и возможность слаженной привычной работы моторных функций.
  4. После этого ребенок способен корректировать детали. Тут малыш уже способен уделить внимание технической стороне исполнения действия. Например, учиться держать ложку или карандаш правильно, а не кулаком. Важно вовремя уловить эту детскую восприимчивость и скорректировать навык. Ведь потом переучивать будет сложнее. Здесь в процесс вмешаются кризисные особенности формирования личности, когда «Я-сам» для ребенка будет гораздо важнее «Я умею правильно».
  5. При этом малыш в постоянном наблюдении за взрослым, стараясь подражать. Постепенно на смену конкретике в привычной ситуации приходит возможность переносить действия на предмет. Уже в 1, 5 года ребенок может причесать и себя, и куклу, и мишку. Постепенно от одного действия ребенок переходит уже к цепочке последовательных действий, связанных по смыслу.
  6. Затем действия могут быть уже перенесены на предмет-заместитель. Включается воображение ребенка. Он способен представить, взяв в руки палочку, что у него в руках расческа или ложка. Причем отталкивается малыш уже от сюжета и своих возможностей. Нет рядом расчески - попробуем причесаться ложкой или просто растопыренными пальчиками.
  7. Постепенно в игре появляется целая цепочка действий. Первые такие логические цепочки обычно разыгрывают этапы режима дня. Малыш покормил мишку, уложил спать или искупал понарошку.

💚 Внимательно посмотрите на каждый этап развития игры. Вы заметите, что везде присутствует взрослый, даже если он просто хвалит или комментирует, подсказывает или подает идеи. Если мы хотим, чтобы потенциал ребенка раскрывался, происходило усложнение игры и умственная работа крохи, то увидим, что нельзя бросить малыша наедине с игрушкой, даже самой яркой, продуманной и рекомендованной специалистами. Всему свое время, а время полной самостоятельности просто еще не наступило. Будьте проводником своего ребенка в мир активных действий с предметами, и вы с удивлением заметите, что, поддержав инициативу и слегка направив малыша, вы инициируете его последующую уже самостоятельную и абсолютно творческую игру.

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи