Годовалый малыш очень общителен и эмоционален. С одной стороны он стремится к самостоятельности, а с другой – очень нуждается в поддержке взрослого. Для понимания состояния его противоречивой натуры, конечно же, необходима коммуникация. Пока не стоит ждать от ребенка разнообразных и понятных слов. Его лепетная речь очень часто состоит из коротких облегченных слов, которые понятны только самым близким. Оценить речевое развитие ребенка можно не только слыша эти простые слова, состоящие из одного – двух слогов, малыш способен на большее, ведь он делает свои обобщения и умозаключения, пытаясь донести свою мысль до взрослого разнообразными способами.
Чтобы оценить благополучие речевого развития малыша, в первую очередь следует обратить внимание на его понимание смысла слов.
Пассивный словарь малыша гораздо шире и разнообразнее, чем то, что он произносит.
Ребенок способен выполнять ваши простые просьбы принести какой-нибудь предмет или сделать простое движение. Не стоит очень прямолинейно оценивать развитие ребенка по выполнению этих просьб. Дело в том, что темперамент, личность и сиюминутное настроение очень влияют на подобную коммуникацию. Ребенок может что-то не делать из упрямства, выражать протест или приносить совершенно другую вещь в качестве шутки.
Только наблюдение за привычками и повседневным поведением ребенка могут подсказать родителям, насколько хорошо малыш понимает обращенную к нему речь и способен выполнять простые инструкции. В непривычной обстановке кабинета врача или в гостях ребенок может стесняться, чувствуя неуверенность и скованность, поэтому правильным будет оценка его умений не в конкретной ситуации, а в результате рассказа родителей о привычном поведении и обычных реакциях на слова взрослого.
Выражать свои потребности только словами ребенку еще не дает уровень развития его артикуляционного аппарата.
Моторная речь ребенка активно развивается и совершенствуется, но пока значительно отстает от потребностей малыша заявить о своих нуждах.
На помощь ребенку по-прежнему приходят жесты. Но если раньше ребенок тянул обе руки и издавал громкие звуки, нетерпеливо требуя интересную игрушку, то теперь – он хорошо освоил указующий жест и использует его в общении. Для ребенка показ пальцем является заменой как простого вопроса, что же перед ним, так и выражением потребности завладеть предметом.
Внимательные родители видят разницу между этими очень похожими жестами, ведь малыш очень эмоционально подкрепляет их мимикой и интонацией произносимых звуков.
Ребенок уже хорошо знаком с правилами и основными регулирующими словами, поэтому качание головой или кивок для него превращаются в важные жесты выражения согласия илипротеста. Очень часто именно эти жесты помогают вступить в партнерский диалог со взрослым и утвердить свое мнение, ведь малыш пытается быть самостоятельным и выражать свою волю. Не всегда удается взаимодействовать с ребенком без его истерик и громких выражений протеста. Если вы ощущаете бессилие и опустошение в такие моменты, пройдите марафон "Не кричи!"
Жесты помогают малышу взаимодействовать вне семьи с теми людьми, которые не знакомы с его излюбленными лепетными словечками на своем языке. На прогулке жест выражает у ребенка намерение взять игрушку другого малыша или сообщить о своем настроении. Если вы хотите разнообразить прогулку и по-новому взглянуть на восприятие ребенком впечатлений на улице начните марафон "Песочница".
Для того чтобы жесты обогащались другими формами общения и подкреплялись словами, ребенок должен постоянно слышать обращенную к нему речь взрослого. Даже если мама сразу уловила, что же малыш хотел ей сообщить жестом, для речевого развития ребенка ей следует проговорить словами эту ситуацию для уточнения и закрепления. Постоянно слыша четкую и правильную речь, ребенок будет совершенствовать замену и дополнять жест словами, понимая, что так ему проще донести смысл и нюансы своих желаний. Богатый жизненный опыт ребенка и широта его впечатлений также делают коммуникацию лишь жестами недостаточной, ведь то, что ребенок хочет сообщить взрослому, уже обрастает подробностями.
Узнать больше о потребности в общении и речевом развитии малыша вы можете на аудио курсе и марафоне "Речь и общение".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта