самообслуживания

Навыки опрятности

Навыки опрятности
Поделиться

Правила формирования первых навыков самообслуживания

Представьте, что вы решили научиться играть на гитаре. Вам нравится, как она звучит и петь под нее песни, но вы никогда не играли на ней самостоятельно. Обычно, в кругу семьи это делает ваш папа. Как ощущения?

Возможно, вы понимаете, что это будет трудно. Все получится не с первого раза, и придется многократно повторять одно и тоже, чтобы руки запомнили. Регулярно находить время, создавать удобное пространство, чтобы ничего не отвлекало и формировать этот новый навык.

Так же учатся новому и дети. Только обычно воспринимают это как интересную игру. И именно с раннего возраста у ребенка легко можно сформировать привычку к чистоте, аккуратности и порядку.

💚 Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?

  • Приём пищи (есть ложкой, пить из чашки).
  • Раздевание и одевание (снимать, надевать обувь, трусики, колготки, шорты, шапку, варежки).
  • Гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой).
  • Опрятность (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. Например, умение захватывать и удерживать предметы в руках, которое можно тренировать отдельно.

💚 Рассмотрим два варианта.

  • Допустим, ваш папа сам принес вам гитару и сел рядом. Нашел достаточное количество времени и начал рассказывать из чего складывается игра на гитаре. Потом выделил первый, самый простой шаг – показал, как правильно держать гитару, и радостно воскликнул: «Здорово! У тебя отлично получается!» и дал вам время немного подурачиться, словно вы великий бас-гитарист).
  • И второй вариант. Времени на уроки у папы мало. Он постоянно говорит, где вы ошиблись, поправляет и забирая из рук гитару, сам показывает правильный вариант. А вы даже не успеваете понять, в чем именно была ошибка.

💚 Разберем, как помочь малышу освоить конкретный навык самообслуживания играючи:

  1. Отведите на процесс побольше времени. Важно, чтобы вы сами не нервничали и никуда не торопились. Если все же время поджимает, например, возьмите две ложки: одну дайте ребенку для тренировки навыка, а другой кормите его сами. Морально настройтесь на то, что не вся пища попадет в пункт назначения. Под столик для кормления постелите клеенку, наденьте на малыша нагрудник, приготовьте салфетки.
  2. Очень важно не упускать моментов проявления ребенком активности. Сначала ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому и т.п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию. Взрослый должен побуждать малыша к этому словами: «Давай снимем колготки, возьмемся за резинку», направлять его руки, выполнять ту или иную операцию его руками.
  3. Постепенно отдельные операции ребенок начнет выполнять самостоятельно. Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании: выполнять за ребенка только те операции, которые он еще не в состоянии выполнить. Вместе можете выполнять операции, которые малыш учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам.
  4. Сохраняйте последовательность действий! Это дает возможность предугадать и запомнить алгоритм, тем самым сформировать привычку. Чтобы было легче запомнить - любое действие можно разделить на шаги. Например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

1. Сядь на стульчик

2. Возьми штанишки обеими руками за поясок

3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

4. Поставь ножку на пол

5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

💚 Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Помните, каждый ребенок – индивидуальность и развитие всех навыков у каждого происходит по-своему и в свое время.

💚 Что ещё может помочь:

  • личный пример или пример героя-игрушки
  • короткое и четкое объяснение и демонстрация, что сейчас будет происходить и что конкретно нужно сделать
  • проговаривание успешных действий ребенка и конкретных задач «Возьми одну», вместо «Не бери много».
  • Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка и радоваться вместе с ним! Это поднимает самооценку и подкрепляет его самостоятельность. Показывайте, что все равно остаетесь рядом и готовы помочь и все получится!)

💚 Игра-упражнение для подготовительного развития рук

«Ситечко».

Наберите в кастрюльку воды, бросьте туда разные предметы (небольшие). Поставьте рядом пустое блюдо. Дайте малышу ситечко на ручке. Задача ребенка – выловить из воды с помощью ситечка все предметы и переложить их в пустую ёмкость. Постепенно ситечко заменяем на ложку.

А еще пришло время посмотреть или пересмотреть наш курс "Первые навыки самообслуживания".

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи