Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
01 декабря, 2024
Поделиться
Как сформировать полезные привычки?
Все мы знаем, что гигиена способна предотвратить болезни, сформировать привычку к аккуратности и поддержанию чистоты, помогает дисциплинировать и организовать ребенка. Многим родителям хочется быть уверенным в том, что пришел подходящий момент для знакомства с полезными привычками, и обучение не является дрессировкой ребенка и преждевременным строгим требованием к малышу. На самом деле для знакомства с правилами гигиены наступил подходящий и естественный момент.
💚 Какие особенности возраста крохи говорят о том, что знакомство с гигиеной своевременно?
Ребенок хорошо знает последовательность действий в своем режиме дня. Малыш ориентируется в событиях, их назначении и порядке. Для ребенка этого возраста привычный распорядок является основой стабильности, поэтому то, к чему вы его уже приучили, поддерживается и развивается, а новые навыки должны быть введены постепенно и последовательно. Не стоит делать преждевременных выводов, если малыш не хочет менять привычки, это лишь говорит о том, что пора начать планомерную работу по приучению к гигиене. Если до 16 месяцев вы никогда не настаивали на мытье рук после прогулки, например, то действительно привычка может сначала вызвать протест, но при этом уверенное ее введение в обиход произойдет довольно быстро из-за стремления малыша к упорядоченности и привычности действий. Формируйте ритуалы мытья рук, чистки зубов, купания или знакомства с горшком.
Малыш интересуется гигиеническими навыками и стремится им подражать. Вы замечаете, что ребенок наблюдает за тем, как вы чистите зубы или моете руки. Используйте стремление малыша копировать и выдавайте ему детскую зубную щетку, подчеркивая, что он делает то, что мама или папа, что он большой и самостоятельный. Ваши одобряющие слова и поддержка помогут малышу с энтузиазмом пробовать освоение навыков и получать удовольствие от рутинных действий. Закрепляйте гигиенические навыки в играх, чистите зубы куклам или мягким игрушкам.
Кроха хорошо знает части своего тела и показывает их по просьбе взрослого. Такие конкретные знания помогают малышу понять смысл действия и ориентироваться в происходящем. Для ребенка ваши слова и просьбы уже не абстрактны, а понятны и ясны. Даже если суть происходящего еще не освоена, ребенок уверенность подаст вам ручки, чтобы вы их помыли или вытерли.
Ребенок способен выполнять простые команды и просьбы взрослого. Малыш чувствует себя гордо и уверенно, когда может исполнить вашу просьбы. Обязательным условием для хорошего настроения при этом является понимание сути просьбы, ее выполнимость и ваша поддержка. Не стоит ставить перед малышом сложных задач, дробите их и закрепляйте положительный результат похвалой. Например, если ребенку нравится выдавливать жидкое мыло, вы можете остальные действия, связанные с мытьем рук, пока делать вместе с ребенком, а вот в выдавливании мыла предоставлять ему полную самостоятельность. Постепенно малыш освоит всю последовательность действий и будет с готовностью выполнять ее элементы сам.
Малыш правильно реагирует на свои запачканные руки, пытается их вытереть, отряхнуть или обращается к вам с просьбой их вымыть. В этом возрасте ребенок уже усвоил, как можно избежать дискомфорта, связанного с грязными руками, поэтому старается правильно решить проблему сам или подключить вас. Хорошая коммуникация с малышом поможет не только правильно понять его просьбу, но объяснить ему смысл действий.
Ребенок реагирует на личный пример взрослых. Если у вас нет привычки мыть руки пред едой или чистить зубы перед сном, то все ваши попытки заставить малыша их усвоить будут неэффективными. Ваш пример и эмоции очень заразительны для крохи, его сложно обмануть и провести, поэтому не используйте двойных стандартов, чтобы ваши слова не были пустым звуком.