Вопрос "КАК" приучить ребенка к порядку должен возникнуть после вопроса "КОГДА" это делать
Итак, сначала ответим на вопрос КОГДА.
💚 Ответ – с рождения.
Ребенок, оказываясь дома, просыпаясь и открывая глаза, видит, как организовано пространство в доме, как лежат вещи, как кто-то раскидывает носки и халаты по спинкам кресел. Видит, и это откладывается в его памяти, он запоминает и принимает существующий ход вещей, как нормальный, правильный и безопасный. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок убирал свою комнату, складывал игрушки и вещи на места, он должен это видеть.
А если вы уже читали статьи, посвященные развитию мозга ребенка, то заметили, что в течение первых трех лет на уровне «закрепления» нейронных связей он фиксирует самую важную информацию, то есть ту, с которой сталкивается каждый день. Поэтому, если он каждый день видит, как мама протирает пол, он тоже возьмет тряпочку и будет это повторять, если он видит, как папа кладет книгу на полку, после прочтения он будет делать то же самое, и это для него будет естественно. А для того, чтобы навык убирать за собой у ребенка сохранился и автоматизировался, ему должно быть делать это ЛЕГКО. То есть ваша главная задача будет – организовать пространство, чтобы было понятно, куда что убирать и где место для каждой вещи.
А теперь мы переходим к вопросу КАК?
И здесь сразу необходимо сделать небольшую ремарку, потому что есть различия между девочками и мальчиками.
💚 Мальчикам необходимо сразу «вложить» в голову, что порядок – это мужское дело. Это его характер, ответственность, забота о родителях. Мальчик сразу должен понимать, что его комната, его ящик с игрушками – это его зона ответственности. Он - мужчина, у него все получится. Попробовал - не получилось, исправил, победил. Если его не устраивает место хранения его машинок, пусть придумает другое.
Делайте акцент на ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ и ПОБЕДУ.
Когда вы хотите похвалить сына, подчеркивайте именно то, что он справился, у него получилось. Например, «Я знаю, ты сможешь», «Молодец, я тобой горжусь», «Ты отлично сам все сделал».
Не надо постоянно предлагать ему помощь, подкрепляйте в нем мужское поведение. Помните о том, что важен факт что ребенок СДЕЛАЛ. Он старался, у него получается все лучше и лучше, вы считаетесь с его поступками, вы можете на него положиться.
💚 Важное условие, хвалите «по-умному», чтобы ребенок понимал, что «поглаживание» он получит, если сделает хорошо или лучше, чем прошлый раз. В противном случае он будет делать все «спустя рукава», мама же все равно похвалит. А если вы хвалите за УПОРСТВО, за ПОБЕДУ НАД СОБОЙ, значит, это не для галочки или только для мамы, это настоящий УСПЕХ, то есть личная заслуга. Ведь он прекрасно понимает, что где-то мог «схалявить», не очень постараться. Согласитесь, звучит по-разному: «Молодец, на конфетку» или «Молодец, как у тебя классно получилось, сколько же ты времени потратил, чтобы разложить все машинки?».
💚 Для девочек важен акцент на ОТНОШЕНИЯХ. На то, что порядок - это уют и комфорт, ей можно предлагать помощь, превращая уборку в ролевую игру. Пусть наводит порядок в своем домике, пусть обучает это делать свою куклу или мишку. Приготовила обеда для игрушек, надо за ними убрать.
Девочке важно участие других членов семьи в процессе, она видит как мама готовит обед, а папа пылесосит квартиру, а потом все отдыхают. Девочка по-другому наблюдает и запоминает, например, разлила воду из чашки и не вытерла за собой, наступила в лужу ножкой, стало мокро и неприятно, запомнила, в следующий раз уберет сразу (мальчик обычно в такой ситуации потребует, чтобы ему сменили на сухое или вообще не заметит).
Девочке важно слышать похвалу: «Ты моя умница, моя помощница», «Ты такая молодец, так помогла мне, ведь я так к вечеру устаю», «Солнышко, как же чисто и уютно стало, как ты красиво разложила салфеточки».
Узнайте больше о важных аспектах развития личности малыша при формировании у него привычек по уходу за собой и своими вещами на уроках курса "Первые навыки".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта