мышление

Стоп-сигналы

Стоп-сигналы
Поделиться

Совершенно точно, без «нельзя» обойтись не получится ни одной семье

Знание этого слова помогает ребенку обеспечить безопасность, устанавливает внутрисемейные и личностные границы, знакомят с моральными принципами.

💚НО! В некоторых семьях «нельзя» превращаются в стоп-сигналы, которые ведут к тому, что ребенок использует свой потенциал не полностью, ведут к появлению личностной тревожности у ребенка и снижают его уровень активности.

  1. Когда ребенок постоянно слышит стоп, через какое-то время он перестает пытаться познавать мир, потому что получает информацию о его небезопасности. О том, что если быстро не реагирует на "нельзя", мама начинает злиться, а для малыша это проявления нелюбви. Поэтому ради сохранения своей самооценки и чувства безопасности (а нет маминой любви = нет безопасности), он отказывается от реализации вновь возникающих потребностей, потому что уже предвосхищает реакцию тревожной мамы, которая запрещает все новое.
  2. Видели мам, которые бегают за своими малышами сверху по горке? Это классика жанра, мама думает, что страхует малыша, в то время как это наоборот подвергает ребенка опасности. С одной стороны, он может попытаться от нее убежать, действительно, сделать неловкое движение и упасть с высоты. А с другой стороны, как думаете, кто быстрее поймает ребенка? Та мама, которая сопровождает и страхует его снизу и может поймать? Или та, которая будет прыгать с горки вслед за упавшим малышом? Кроме того, мама, которая страхует ребенка снизу, дает возможность крохе быть самостоятельным и тренировать новые навыки, без пугательных вскриков «ой», «ай», «осторожно».
  3. С первыми «нельзя» ребенок обычно сталкивается ближе к 9 месяцев, когда идет всплеск двигательной активности, а некоторые малыши уже уверенно стоят и делают первые шаги. Эти стоп-сигналы напрямую должны быть связаны с безопасностью ребенка, но их должно не более, чем 2-3, если вы хотите, чтобы ребенок их воспринимал, а также не подавить активность малыша.
  • Поэтому родителям так важно позаботиться о безопасных условиях вокруг ребенка вместо того, чтобы постоянно вводить новые запреты.
  • Также для того, чтобы их было немного, важно договориться всем взрослым, участвующим в воспитании и уходе за ребенком, чтобы эти нельзя были у всех одинаковыми.
  • Не ждите, что ребенок будет с вами согласен, когда получает стоп-сигнал. Его естественной реакцией будет протест. Помните, что он обладает наглядно-действенным мышлением. А это значит - все, что попадает в поле зрения ему необходимо и для него (так им воспринимается).
  • Поэтому, когда он сталкивается с запретом и начинает протестовать, а вы проявляете настойчивость в своем решение, следующее, что он делает, это обижается. И здесь важно с одной стороны, сохранять настойчивость и не менять свой запрет, чтобы ребенок не получил инструмент для манипуляции вами, а с другой стороны, оказать ему эмоциональную поддержку, потому что он по-настоящему расстраивается, а не просто капризничает. Правильно реагировать на протесты ребенка и сохранять самообладание вам поможет марафон "Не кричи!"
  • Получив от вас необходимую поддержку и убедившись, что вы справляетесь с его эмоциями (а это значит не проявляете встречную агрессию, а принимаете кроху таким какой он есть, даете сигнал безусловной любви), он принимает «нельзя» и следует ему, этот стоп-сигнал перестает быть для ребенка травмирующим.
  1. Если же мама, кричит, шлепает малыша, она дает негативное подкрепление и ребенок также принимает стоп-сигнал (даже еще быстрее). Плюс он получает негативное подкрепление и тревогу (если мама говорит нет, а я не слушаю ее сразу, она перестает меня любить, значит в этот момент я плохой, причем плохой для всех - начинает страдать самооценка ребенка). Как следствие, ребенок все реже и реже начинает проявлять инициативу и становится «золотым» ребенком, очень удобным для родителей.
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти

Похожие статьи