Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
03 января, 2024
Поделиться
Приучаем ребенка к питанию в детском учреждении
Капризы ребенка за столом часто отравляют нам жизнь. Мы переживаем, что малыш не будет достаточно получать полезных веществ и энергии для здоровья и активных игр. И то, и другое особенно важны в период посещения детского коллектива. Что же делать, если ребенок пошел в садик и там практически не ест? Для такого поведения есть немало причин:
Адаптация и протест. Начало посещения садика полностью меняет образ жизни ребенка. Привыкают организм малыша и его психика. В ситуации стресса чисто физиологически пищеварение может замедляться. Организм ориентируется в новой обстановке и готовится к ответу на свежие впечатления. Малыш может считать, что перемены временные, и если он сразу даст понять, что они ему не по душе, то все вернется назад. Защитная реакция организма отвергает перемены, в первую очередь связанные с бытовыми моментами и организацией питания. Ребенок может просто сидеть над полной тарелкой и ждать маму.
Отсутствие привычных стереотипов. Организм привыкает к обстановке приема пищи. Для аппетита и настроя на еду малышу могут быть необходимы привычная посуда, любимая мебель, знакомые шумы. Речь не обязательно о работающем телевизоре или планшете с мультиком перед носом за обедом, ребенок может привыкать, что вы едите вместе или продолжаете готовить пищу для других членов семьи. Такие действия для него становятся обязательным фоном и даже непременным условием выделения желудочного сока.
Недостаточные навыки. Ребенок мог отлично, с аппетитом есть дома, но делать это с вашей помощью, а не самостоятельно. Нам кажется, что если ребенок в принципе доносит ложку до рта, то он уже готов сам съесть всю тарелку. Но если навык не автоматизирован, то ребенку трудно осилить даже стандартную порцию.
Привычка к перекусам. Ребенок может питаться дома хаотично. Например, привыкнуть, что поесть можно не сейчас, а чуть позже, или питаться дробно. Такому малышу трудно настроиться на полноценный прием пищи вместе со всеми, он может ощущать, что еще не проголодался, а спустя какое-то время захотеть есть. Необходимо формировать привычную саморегуляцию организма, чтобы полноценно воспринимать питания в садике именно тогда, когда пища появляется на столе.
Избыток впечатлений. Уставший ребенок не всегда голоден, он может капризничать, хулиганить, отвлекаться на игрушки. Такое реагирование связано с отсутствием ресурса для множества впечатлений. Для малыша в садике, помимо блюд, есть еще непривычная компания, рядом сидят дети. Часто ребенку сложно сосредоточиться на приеме пищи. Такое реагирование может встречаться за обедом, когда малыш нагулялся и почти спит, или во время полдника, когда кроха еще не проснулся.
Домашние привычки. Мамы, переживающие, что в саду ребенок плохо поест, часто кормят дома завтраком. Ребенок приходит сытым, садится за столик без аппетита и подает другим детям не тот пример, ведь малыши склонны подражать. Недовольны такой картиной и взрослые. Часто малыша критикуют воспитатель и нянечка, создавая негативные ассоциации уже с самой ситуацией приема пищи. Ребенок обижен на несправедливость и буквально бросает вызов взрослым в течение дня.
Отсутствие готовности к предстоящим действиям. Мамы нередко, чтобы разрекламировать садик, говорят ребенку о том, что в саду будут игры и общение. Про еду, сон и туалет они умалчивают. Ребенок настраивается на определенный досуг и затем не желает как есть, так и спать, и даже посещать туалет. Все эти интимные дела он хочет сделать дома, а сейчас только играть.
Необычное меню. Капризы детского аппетита и разнообразие продуктов в магазине провоцируют отклонения в рационе малыша от привычной детской пищи. Например, вместо каши утром малыш ест мюсли или творожок. В этом случае каша не будет восприниматься как нечто аппетитное. Ребенок к ней не привык или, напротив, отвык, раньше времени перейдя на взрослую пищу.
💚 Чем мы можем помочь ребенку:
Организовать привычный режим с приемами пищи в определенное время.
Приучать ребенка есть в компании и подражать «этикету за столом».
Обеспечивать комфортную обстановку во время приемов пищи без насильственного докармливания, ругани и ультиматумов.
Договариваться с малышом о компромиссах, когда ребенок получает похвалу и поощрение, если все съел.
Давать возможность есть самому, без спешки и вмешательства взрослого.
Избегать всовывания в ребенка еды под мультики.
Сосредотачиваться на процессе приема пищи, ощущая ее вкус, запах и температуру.
Уважительно относиться ко вкусам ребенка и его мнению, объясняя пользу отдельных продуктов и предлагая добровольную дегустацию для знакомства с ними.
Совершенствовать вкусовые качества и сервировку привычных детских блюд: каши, супа, омлета, запеканки.
Хвалить малыша за усилия и желание порадовать взрослых хорошим аппетитом.
Не зацикливаться на еде в садике и расспросах с пристрастием, что ребенок ел. Строить диалог на позитивной ноте, интересуясь, что больше всего понравилось из еды.
Если у ребенка есть однозначно не любимые блюда, предупредить о них персонал группы.
Справиться с капризами ребенка за столом и не срываться при этом на малыше помогут уроки марафона «Не кричи!» О том, как сделать адаптацию малыша к садику более мягкой и своевременной читайте в статьях приложения.
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта