общение

Утверждение правил и запретов

Утверждение правил и запретов
Поделиться

Основные понятия: можно, нельзя, хорошо, плохо, мое, чужое

В жизни вашего ребенка наступил период удивительной активности и любознательности.

  • Малыш всюду хочет забраться, все потрогать, изучить и попробовать.
  • Ему пока еще не хватает как координации движений и ловкости для аккуратного обращения с вещами, так и определенной личностной зрелости для того, чтобы оценить последствия своих действий и возможные риски.
  • Ребенок еще только усваивает правила и запреты, пока они для него являются не основными регуляторами поведения, а некой абстракцией, о которой говорит взрослый. Но воспринимать ребенка как несознательное и нерегулируемое маленькой создание, которому недоступны ограничения, тоже было бы ошибочным.
  1. Малыш в этом возрасте очень восприимчив к эмоциям взрослого. С помощью реакции на свое поведение кроха начинает знакомиться с понятиями «хорошо» и «плохо». Если на этом начальном этапе пренебречь этой воспитательной функцией, то в дальнейшем ребенок может быть дезориентирован, и просто не знать о том, как приемлемо вести себя в том или ином случае. Поступая каким-то образом, малыш очень ждет вашей реакции, и чем она понятнее и эмоциональнее, тем проще ему начать усвоение норм.
  2. Сейчас ребенок стал активно гулять с другими детьми. И хотя речь пока не идет о совместной игре, малыш старается впитывать новый опыт социализации и наблюдать за тем, как взрослые реагируют на его поступки и поведение других детей. Вы можете обсудить с ребенком ситуацию на детской площадке по пути домой и объяснить тот или иной поступок и его последствия.
  3. Ваш простой диалог не должен носить характер скучного нравоучения. Малыш еще не воспримет такой формы и быстро потеряет интерес. Приводите понятные примеры, вспоминайте ситуацию из жизни самого ребенка или разыгрывайте ее с игрушками. Такие игры будут способствовать эмоциональному развитию ребенка, его успешной социализации и достаточной эмпатии.
  4. Подобные качества особенно актуальны в ситуации спора детей из-за игрушек, когда ребенку еще сложно определиться с понятиями «мое-чужое». Учите ребенка определенным поведенческим моделям, например, обмену. Обязательно после прогулки комментируйте ситуацию, когда кто-то из детей ведет себя агрессивно и дерется. При этом оценивайте не самого ребенка, а только подобное поведение. Не называйте никого драчуном, прекрасно понимая, что и ваш ребенок будет совершать подобные эксперименты, обучаясь на практике правилам поведения.
  5. Поскольку малыш всюду старается залезть, вам необходимо познакомить его с правилами безопасности и понятиями «можно» и «нельзя». Эти правила пока только осваиваются ребенком, поэтому вам придется контролировать его поведение и отслеживать опасные ситуации. Постарайтесь свести к минимуму соблазны и не провоцируйте ребенка на опасную исследовательскую деятельность. В таком случае вы избежите столкновения с упрямством и протестным поведением ребенка и сбережете свои нервы. Когда речь идет о безопасности, вы сами можете быть испуганы и раздражены, придавая своему голосу избыточную эмоциональную окраску. В этом случае взаимодействие с ребенком рискует превратиться в постоянные окрики и ругань. Если вы хотите узнать больше о разнообразных ситуациях, в которых могут возникнуть конфликты с ребенком, и научиться не срываться в такие моменты, начните марафон "Не кричи!"
  6. Старайтесь предотвращать нежелательные ситуации, в спокойной деловой манере объяснять ребенку требования и без лишних эмоций указывать ему на ошибки. Помните, что ребенок мал и эмоционален, поэтому запугивать его возможными страшными последствиями его необдуманного поведения крайне нежелательно. Выберите иную стратегию для привлечения внимания ребенка и возникновения нужных ассоциаций.
  7. Обучение аккуратности за столом или во время умывания тоже имеет крайне важное значение в период освоения правил. Гораздо эффективнее учить делать правильно, чем потом переучивать. Это вовсе не значит, что сразу нужно стремиться к идеалу и дрессировать ребенка, но элементарные аккуратность и правила приема пищи должны быть обозначены с самого юного возраста.

💚 Для малыша правила - не ограничение свободы, а - новый виток развития!

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи