общение

Играем дружно

Играем дружно
Поделиться

Как наладить сотрудничество детей в одной семье

В своих мечтах мы видим маленьких ангелочков, играющих вместе радостно, дружно, весело и часами, пока мы пьем чай или наводим лоск в нашем уютном доме. Знакомо? А что в реальности: драки, крики, конфликты, жалобы и ни минуты покоя? Так хочется, чтобы наши дети, которые при этом братишки и сестренки, были добрыми и отзывчивыми, помогали и уступали друг другу. А как же было у вас самих? Сейчас вы обожаете свою сестру или брата, это самые близкие и родные для вас люди, а в детстве вы дрались подушками и делили игрушки. Выходит, конфликты – это нормально? Безусловно, конкуренция и отстаивание интересов – важный этап социализации, а первый коллектив в жизни человека – его семья. Но вовсе не значит, что нужно поощрять конфликты и провоцировать детей бороться за место под солнцем. Именно взрослые учат детей сотрудничеству, компромиссам, закладывают традиции, что вместе может быть веселее и интереснее, чем когда каждый сам по себе. Получается, что общую атмосферу в семье все равно создает взрослый, поэтому устраниться от детских отношений – не самая конструктивная позиция.

💚 Как мы можем научить детей играть вместе и не ссориться?

  1. Интерес друг к другу. Важным этапом любого сотрудничества является понимание своего партнера. Если младший ребенок большую часть дня изолирован от старшего, который посещает детский сад или школу, то просто невозможно с ходу включиться в общение и сдружиться. У каждого ребенка в семье должна быть возможность понаблюдать за любимыми занятиями друг друга. Конечно, это должно происходить естественным образом. Позволяйте старшему ребенку помогать вам в уходе за малышом, обсуждайте новые достижения крохи и формируйте привязанность и заботу. Тогда старший ребенок не будет истерить, что малыш сломал его замок из конструктора, а заметит, что при этом кроха сам дополз и захотел потрогать постройку. Такой интерес и внимание работает в обе стороны. Пусть у младшего ребенка будет возможность внимательно понаблюдать за игрой старшего. Вы можете прокомментировать эту игры, обратить внимание на детали и в то же время вызвать гордость старшего ребенка, что, оказывается, он не просто играет, а так интересно это делает, что хочется изучать и обсуждать. При этом не мешайте детям заниматься любимыми делами и не объединяйте насильно их в игре. Пусть у каждого с малых лет формируется уважение к увлечениям друг друга и наличию собственного личного пространства.
  2. Позитивное взаимодействие. Часто участие младшего ребенка в игре старшего деструктивно. Он разрушает и откровенно мешает. Вы можете либо отвлечь малыша и переключить на другую деятельность, любо с юмором и выдумкой показать старшему спонтанность игры и пример оптимизма. Малыш разрушил? Пусть в игре это будет великан из другой страны. Кроха утащил машинку? Представьте, что появился угонщик, которого теперь ищет полиция. Креативный подход воспитывает терпимость и принятие друг друга, учит шире смотреть на обстоятельства и видеть в жизни возможности, а не ограничения.
  3. Знакомство с правилами. Любой ребенок пытается понять, по каким законам живет мир вокруг. Если у старшего ребенка одни права и обязанности, а у малыша только поблажки, то у старшего ребенка возникает чувство несправедливости и протест. Свои негативные эмоции он вымещает на малыше, буквально выгоняя его из игры. Знакомьте с правилами и младшего ребенка, пусть он старается делать правильно и получает за это похвалу. Именно тогда возможность поиграть со старшим станет для него признанием взрослости, когда хочется подражать цивилизованному поведению, а не отнимать силой, понимая, что за тебя заступятся взрослые. Мы сами часто провоцируем манипуляцию детей, а потом стыдим их или хватаемся за голову, называя ребенка эгоистом и домашним тираном. При этом не впадайте и в другую крайность, стараясь заорганизовать маленького ребенка и предъявлять к нему завышенные требования. Запретов и правил не должно быть много, и стоит их проговаривать. Так ребенок учится уважению и сотрудничеству.
  4. Совместное веселье. Объединяющим и эмоциональным впечатлением является подвижная игра. Не нужно в ней устраивать реальной соревновательности. У детей разного возраста отличаются физические возможности. Придумайте активность, в который каждый сможет порадоваться, делая в своем темпе и по своим возможностям. Например, включите музыку и предложите танцы с заданиями. То вы изображаете, как танцует балерина, то как зайчик, то как косолапый мишка. Старший ребенок будет задавать тон, а малыш начнет подражать и подхватывать. Веселье всей компании обеспечено. Можно выбрать и другую игру. Постройте полосу препятствий и сочините сюжет: куда и зачем нужно пробраться. Пусть каждый преодолевает маршрут. Самыми главными являются в этих играх общая эмоция и двигательная разрядка.
  5. Настольные игры. Уже двухлетка может играть в семейной компании в лото или домино, игру-ходилку или дженгу. Немного опекайте младшего и поясняйте ему происходящее. Говорите старшему, что вот уже стало веселее и интереснее, ваш кроха дорос до домино. Так старший ребенок будет развивать эмпатию, учиться терпению и снисходительности, помогать и обучать. Просто дать игру детям при этом не получится. Вам следует руководить процессом и направлять ход игры.
  6. Сюжетные игры. Покажите старшему ребенку, что теперь некоторые роли в играх можно доверить малышу. Он может стать покупателем в игре в магазин, пациентом в больнице, учеником в школе, гостем, ребенком в игре в семью. Раньше вы брали на себя роль партнера в ролевой игре, а теперь участников стало больше, а игра стала интереснее и разнообразнее. Помогайте младшему прочувствовать роль и комментируйте происходящее. Для старшего ребенка тоже будет полезным опять услышать правила, ключевые фразы и опорные моменты каждого сюжета.
  7. Оснащение игр младшего. Вовлекайте старшего ребенка в заботу о младшем, превращая это тоже в игру. Предложите сделать гараж из коробки для любимой машинки малыша или сшить шапочку для мишки, с которым спит кроха. Так старший ребенок будет учиться замечать потребности близких, делать им приятные сюрпризы, преподносить нужные подарки и просто оказывать знаки внимания. Не стоит только заставлять старшего ребенка делать игрушку для малыша. Следуйте за интересом старшего ребенка и его любимым хобби, стараясь действительно увлечь процессом. Учите младшего ребенка благодарить за заботу и беречь подарок, уважая чужой труд. Если сделанная игрушка хрупкая, пусть кроха играет ей под вашим присмотром. Прежде всего, учите детей ценить не вещи, а теплые отношения. Ведь игрушку можно починить, а вот отношения уязвимы и бесценны!
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи