Вкус победы незабываем. Ощущение, что ты смог что-то трудное. То, что раньше не делал. Будоражащая сила и чувство удовольствия, радости.
Все это знакомо каждому человеку с детства. Подобный опыт сопровождает освоение всего нового. Малыш первый раз сполз с дивана – восторг! Вам удалось догнать предпоследний автобус – тоже ура, победа!
💚 Игра – это естественный двигатель и любопытство, природный исследовательский интерес и желание узнать больше о мире и себе. Можно сказать, что это добровольное преодоление необязательных препятствий.
Представим, маленькая Ира застегивает и расстегивает пуговку. Пальцы не слушаются, процесс идет долго и неуверенно. Девочка полностью сконцентрирована и продолжает пытаться. Это игра. Ира видела, как мама застегивает пуговицы, и ей тоже интересно попробовать, поиграть, как будто она такая же взрослая, как любимая мама. Почувствовать, что она тоже так может, выиграть этот маленький вызов самой себе.
Для Иры сейчас очень важно, как отреагирует мама. Похвалит, поторопит и сама застегнет все пуговицы или не обратит никакого внимания. Как в любой игре обратная связь о достижениях очень важна игроку, чтобы понимать свои успехи и ситуацию в целом. А для ребенка именно его близкий взрослый тот человек, которой может поддержать и подсказать действие «на ступеньку выше». Так естественный процесс развития можно превратить в игру.
Допустим, мама с Ирой торопятся. Мама волнуется, что времени нет, сама застегивает все пуговицы, комментируя «у меня быстрее получится, пока ты тут возишься». Ира послушно подыгрывает и заметно грустнеет. Девочка поняла, что у нее не получается и мама ей недовольна. Возможно, в следующий раз она вспомнит это чувство и больше не захочет пытаться.
💚 Что можно сделать?
Сделать из этого действия интересную игру. Например, найти плюшевую игрушку, одетую в кофту с одной большой пуговицей. Для освоения мелкой моторики ребенку проще начинать пробовать с более крупных предметов.
Понять, что сейчас уже может ваш ребенок. А что для него будет следующим небольшим шажочком. Это поможет увидеть маленькие этапы в каждом действии и из них сделать игру. Предложить ребенку вместе поиграть. Эмоционально показывая, что вам сейчас тоже интересно будет попробовать в этом поупражняться. Показать на своем примере – помочь ребенку, подсказать то новое, что он возможно еще не знает. Сесть рядом и тоже застегивать пуговицу. Вместе точно веселее. Когда навык окрепнет, можно устраивать соревнования «кто первый» или придумать сюжет сказки, в котором герои тоже учатся.
Быть в одной команде с ребенком. Показывать, рассказывать и помогать там, где малышу трудно. При этом давать ему время попробовать самостоятельно. И самое важное. Описывать ребенку происходящее и хвалить как за попытку и интерес, так и за маленькие успехи. «Ты сейчас пытаешься застегнуть пуговицу. Это что-то новое для тебя, и я вижу, как тебе интересно. Ты сейчас держишь ее двумя руками и пытаешься попасть в петлю. Смотри, у тебя уже получилось пол пуговицы просунуть!»
Эмоционально откликаться, ведь цель любой игры - получить удовольствие. А для ребенка ваша улыбка и заботливое внимание - лучшая награда, чтобы чувствовать себя победителем.
💚 А еще посмотрите наш курс "Первые навыки" и жизнь станет проще и ярче.
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта