мышление

Волшебная вода

Волшебная вода
Поделиться

Первые игры с водой

Мир вокруг интересует малыша уже в первый год жизни. Совсем крошкам в 7 месяцев нравится наблюдать за переливанием жидкости. Даже простые навыки самообслуживания осваиваются ребенком в годик с небольшим с живым интересом к миру воды. Ведь чтобы умыться, нужно добыть воду из крана, а чтобы не облиться во время питья из чашки, понимать, как сильно можно ее наклонить. Ежедневное купание тоже становится настоящим полигоном для исследования свойств жидкости. Ребенок очень быстро начинает понимать разницу между собственными ощущениями в воде и «на суше», познавая выталкивающие свойства воды. Часто мы слышим фразу, что если не знать физики, то мир наполнен чудесами. Нам кажется, что малышам ближе волшебство, но пытливый ум ребенка с его настойчивыми «почему» дает нам четко понять, что природа вещей и физическое устройство мира очень интересуют даже крошек. Нам нужно только научиться говорить о сложном очень просто и подкреплять слова демонстрацией, ведь мышление ребенка наглядно-действенное. На помощь в этом случае приходит эксперимент. Слово звучит по-взрослому, но, по сути, это та же игра, просто она помогает ребенку лучше понимать мир вокруг, а значит, действовать в нем смелее и увереннее.

💚 Давайте рассмотрим, какие свойства воды можно изучать с помощью простых действий:

  1. Напор. Обычная струя из крана способна создать нужный антураж для демонстрации интересных свойств. Поставьте под кран тазик и показывайте струю разного напора. Обратите внимание крохи, как быстро наполняется тазик в случае большого или маленького напора. Чтобы показать малышу варианты рассеивания напора, продемонстрируйте различные насадки душа или налейте воду в пластиковую бутылку с дырками, чтобы понаблюдать, как вода будет вытекать струйками или сочиться, в зависимости от величины отверстий. Давайте малышу возможность трогать воду, чтобы ощущать собственной ладонью силу напора. Предварительно убедитесь, что температура воды подходит для комфортного экспериментирования.
  2. Текучесть. Наберите воду в ванну, а затем вытащите пробку. Покажите малышу воронку, которая образуется при быстром вытекании воды. Вы можете соорудить желобки и расположить их с небольшим перепадом высоты, чтобы ребенок наблюдал стекание сверху вниз. Обратите внимание малыша, что при наклоне чашки или обычном переливании воды из емкости в емкость происходит тот же эффект.
  3. Объем. Пробуйте переливать воду в емкости различного объема. Прекрасно для такой игры подойдет пирамидка из стаканчиков разного размера. Покажите, что из маленького стакана вся вода поместиться в большой, а если переливать весь большой в стаканчик поменьше, то останется лишняя вода, которая не влезет. Вы можете предложить крохе наливать в прозрачную емкость воду маленьким колпачком от любой косметики, например, дезодоранта. После каждого стаканчика предложите отметить на стенке большой емкости уровень линией фломастера.
  4. Диффузия. Покажите ребенку, что какие-то предметы впитывают жидкость, а какие-то нет. Намочите тряпку или губку, а затем предложите отжать. Затем бросьте в тазик с водой ложку или пластмассовую игрушки и покажите, что эти материалы воду не впитывают. Если сразу протереть такой предмет и убрать капельки с поверхности, то тотчас вещь станет сухой. Предложите ребенку налить воду в бумажный пакет или на салфетку и наблюдать за тем, как ведет себя бумага при контакте с водой.
  5. Газация. Покажите малышу, как вы набираете воду из тазика в пустую бутылку. Продемонстрируйте пузырьки воздуха, которые выходят из бутылки. Предложите подуть в воду с помощью соломинки для коктейля. Также вы можете показать газированную воду в бутылке или стакане. Если ребенок хочет попробовать, дайте ему сделать глоточек максимально безопасного для крохи напитка. Пусть это будет минеральная вода или чистая газированная. Обратите внимание ребенка на ощущения во рту и носу при попадании пузырьков газа. Не увлекайтесь знакомством с газировкой. Она в данном случае предназначена для дегустации и новых сенсорных впечатлений, а не для расширения детского меню.
  6. Вытеснение. Пробуйте вместе с ребенком погружать в тазик с водой предметы разного объема. Выбирайте тяжелые, чтобы они не всплывали на поверхность, например, сковородку, чашку и другую весомую посуду. Оценивайте с малышом, насколько при погружении больших предметов поднимается уровень воды в тазу. Обратите внимание на то, что при погружении в ванну самого ребенка вода незначительно повышается, а при купании тяжелого взрослого буквально выходит из берегов.
  7. Агрегатные состояния. С этим непростым физическим свойством воды ребенок сталкивается постоянно: из носика кипящего чайника идет пар. Зимой на улице лежит снег, а если взять его домой и положить в таз, постепенно образуется лужица. Вы можете в формочках для льда замораживать чистую воду для разнообразных экспериментов. Пусть малыш трогает льдинки, размещает их в емкостях в разных частях дома, где отличается температура, и наблюдает. Льдинка у батареи растает намного раньше, чем та, что лежит на подоконнике.

💚 Все эти эксперименты необходимо проводить с соблюдением важных правил безопасности.

  • Никогда не оставляйте малыша в налитой ванне без присмотра даже ненадолго.
  • Оценивайте температуру воды, с которой контактирует ребенок.
  • Объясняйте, какую воду можно пробовать на вкус, а какую – категорически нельзя.

Если ваш малыш увлекся изучением воды, начните марафон «Кроха-креативщик». В марафоне, помимо творческих заданий, вы получите инструкции создания цветных жидкостей, чтобы познакомить малыша с диффузией веществ в воде и исследованием ее оптических свойств.

💚 Приучайте малыша к аккуратности, но в случае нечаянного проливания предложите вместе убрать лужи. Ребенок с удовольствием поможет устранить последствия аварии, при этом получит массу практических знаний и сеанс тренировки навыков.

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи