органы чувств

Ароматы леса

Ароматы леса
Поделиться

Как тренировать обоняние на прогулке?

Окружающий мир мы воспринимаем всеми органами чувств, но какое-то восприятие доходит до нашего сознания и превращается во впечатление, которое хочется обсудить или запомнить, а какая-то информация о том, что вокруг, так и остается фоном. Запахи очень часто остаются недооцененными впечатлениями, ведь мы реагируем на них, только если они слишком сильные. Чаще всего реакция при этом негативная, ведь именно плохой запах предохраняет организм от отравления испорченной пищей или нежелательного контакта с продуктами жизнедеятельности. Такие запахи вызывают отвращение и желание отодвинуться подальше. Этот защитный механизм крайне важен для ориентации и выживания организма, особенно в обстановке, приближенной к естественной среде обитания, когда мы отдыхаем на природе.

💚 Часто мы говорим ребенку в парке или в лесу о красоте рощи или пении птички, но крайне редко обращаем внимание на запах скошенной травы или влажной земли. А ведь это очень важные впечатления, в которых малыш без нашей подсказки еще абсолютно не ориентируется. Ребенок еще не знает названий, не разбирается в причинах появления запахов, не умеет их идентифицировать и узнавать спустя время. Его опыт пока ограничен, поэтому обонятельные впечатления еще не с чем сравнивать. При этом обоняние даже новорожденного ребенка развито на все 100, ведь по запаху он узнает маму и ищет пищу. Давайте погрузимся в мир запахов природы и из обычной прогулки сделаем увлекательное и развивающее занятие!

💚 Что важно учесть при знакомстве ребенка с запахами природы?

  1. Вниманием ребенка нужно управлять. Если вы вошли в парк, где цветет сирень, и воздух буквально напитан ее ароматом, недостаточно просто молча пройти с малышом в надежде, что этот запах он оценит и запомнит. Обязательно предложите остановиться, вдохнуть полной грудью и оценить впечатления. Чтобы заинтересовать малыша и превратить беседу в игру, предложите закрыть глазки. Так вы не только привлечете кроху, но и выключить из восприятия другие анализаторы, чтобы внимание ребенка не рассеивалось на прочие происходящие вокруг события. Помните о том, что лекция ребенку абсолютно не нужна. Впечатление должно быть ярким и непродолжительным. Ровно таким, как нужно малышу для восприятия и анализа. Не торопите ребенка, но и не затягивайте знакомство с запахом. Обстановка должна быть естественной.
  2. Следует находиться в диалоге. Вам стоит не только пояснять и комментировать происходящее, но и оценивать реагирование крохи. Для этого можно задавать вопросы, пояснять детали, наблюдать за поведением малыша. Кому-то хочется вдыхать запах прямо на месте, а кто-то непременно полезет в гущу событий, чтобы буквально засунуть свой нос в клумбу. Стоит учитывать темперамент и вкусы малыша, да и саму обстановку. Не стоит обрывать цветы или листья только потому, что вам на короткий миг так удобнее вести беседу о запахе. Учите малыша беречь растения и не воздействовать на них без крайней нужды. Конечно, если вы собираете букет в поле, то сорванные цветы – это норма. Но вот если вы в городском сквере, то не стоит ломать ветки цветущих растений ради познавательного занятия вашего ребенка или возможности отвлечь его впечатлениями, чтобы переключить с нежелательного поведения. Для ответной реакции крохи вовсе необязателен мощный контакт с запахом, нужно лишь ощущать подходящий момент для восприимчивости и диалога.
  3. Стоит помнить о технике безопасности. Пыльца растений, шишки, опавшие листья, опилки могут быть мощными аллергенами. Регулярно можно встретить чихающих малышей с желтым от одуванчиков носиком. Именно поэтому знакомство с запахом стоит сделать максимально бесконтактным. Помимо безопасности, в этом случае мы развиваем еще и тонкость обоняния. Для восприятия не нужно оглушать организм впечатлением. Тонкий запах тоже можно дифференцировать, особенно если рядом взрослый, способный пояснить.
  4. Обонятельную и эмоциональную память можно тренировать. Задавайте малышу вопросы о запахах и формируйте ассоциативные связи. Например, сыростью пахло у пруда, когда вы кормили уток, а сосновым лесом - возле дорожки, где катались на велосипеде. Спросите спустя некоторое время о запахе, пусть малыш поделится впечатлением или просто задумается об этом. При следующем посещении леса или парка может быть другая погода или сезонные перемены, а значит, место будет пахнуть иначе. Это тоже стоит обсудить с ребенком. Обонятельные воспоминания - мощный ресурс нашего настроения. Запах летнего луга может заряжать радостью, аромат осенней листвы - навевать задумчивость, а морозная свежесть - напоминать о семейной новогодней прогулке, когда вы вместе лепили снеговика.
  5. Впечатления о запахах могут пробуждаться и без них самих. Рассматривая картинки с сосновыми шишками или лукошком земляники, задавайте ребенку вопросы о том, чем пахнут эти предметы. Если такого опыта у малыша пока нет, буквально заинтригуйте его, рассказав, что когда-нибудь он обязательно все это сможет понюхать. Если малыш узнал знакомый запах, нюхая мыло или освежитель воздуха, похвалите ребенка за внимательность и смекалку.

💚 Что можно оценить по запаху в лесу или в парке?

  • Ландшафт. Поле, лес, болото или берег озера будут пахнуть по-разному. Даже запах леса будет принципиально отличаться, если он хвойный или лиственный. Помните о том, что хвойные деревья особенно ароматны, ведь их иглы и смолистая кора содержат эфирные масла. Важно и то, где произрастают деревья. Береза растет в более влажных местах, поэтому запах сырых листьев и подлеска часто дополняют впечатления.
  • Время года. Осенний и зимний лес принципиально отличаются по запаху. Причем каждое время года богато своими ароматами. Летом – буйство трав, цветение, листва; осенью – опавшая листва, шишки, желуди, каштаны, грибы, созревшая рябина и другие дары природы; весной – почки, первая зелень, влажность ручейков или напитанной почвы; зимой – морозная свежесть, еловые ветки или особый запах оттепели.
  • Явления природы. Одно и то же место по-разному пахнет после дождя или в знойный день. Имеет значение и время суток. Перед закатом цветы могут закрывать бутоны, а с утра, напротив, источать привлекательный для насекомых аромат.
  • Особые впечатления. Если в парке покосили траву, то она выраженно пахнет, а если ее не убрали за несколько дней, то будет шанс познакомить малыша с запахом сена. А если упало дерево и его распилили, можно уловить запах древесины. Особенно ароматны впечатления цветения, когда в цвету черемуха или липа. Вдыхая такой букет запахов с малышом, мы ощущаем особое единение с природой, ее красоту и гармонию, а значит, развиваем воображение ребенка и его умение ценить прекрасное!

💚 Если вы хотите сделать прогулки развивающим занятием, а не просто элементом режима дня, советуем пройти марафон «Песочница».

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи