Возрастной кризис как этап гармоничного развития ребенка
К концу первого года жизни у ребенка появилось очень много достижений, главным из которых можно назвать начало самостоятельной ходьбы.
💚 Расширение возможностей малыша приводит к качественно новому поиску взаимодействия с миром вокруг.
Ребенок начинает по-новому себя ощущать и стремится к реализации своих самостоятельных планов.
Родители не всегда замечают эту резкую перемену потребностей малыша и продолжают как раньше опекать его и обращаться как с младенцем.
Формирующаяся личность ребенка может начать противиться этому и выражать свои чувства очень эмоционально, демонстрируя протест и устраивая истерики. Узнать больше об истериках малыша в разных жизненных ситуациях и научиться владеть собой в такие менты вы можете на марафоне "Не кричи!"
Кризисный период этого возраста является закономерным и естественнымитогом стремительного развития малыша. Время возникновения и продолжительность кризиса очень индивидуальны. Как правило, кризис наступает между 9 и 15 месяцами жизни ребенка и может длиться от пары недель до нескольких месяцев. Раннее возникновение кризиса не всегда означает его раннее окончание, поскольку зрелость структур головного мозга ребенка и состояние его нервной системы непосредственно влияют на то, как психика будет справляться с противоречиями и нагрузками этого периода.
Проявляется кризис резкими эмоциональными вспышками. Малыш начинает требовать желаемого криком и громким плачем. Вся гамма его сложных противоречивых чувств прорывается наружу и резкий конфликт между возможностями и желаниями негативно влияет на уравновешенность эмоционального состояния. Ребенок негативно реагирует на несоответствие между своим «хочу» и вашим «надо». Любые запреты и ограничения могут приводить к выраженным протестам с его стороны. С одной стороны, малыш очень нуждается в маме и ее поддержке, а с другой – старается максимально проявить свою самостоятельность и свободную волю. Правильное поведение родителей во время кризисного периода помогут не только сохранить мир в семье, но и успешно перейти на новую ступень развития.
Воспринимайте закономерность и естественность кризисных проявлений. Поскольку кризис является показателем успешного развития возможностей ребенка и усложнения его психической организации, то родители под другим углом начинают смотреть на малыша, уже не считая, что совершили ошибки в его воспитании и спровоцировали капризность.
Предоставляйте малышу самостоятельность там, где это возможно и безопасно. Большое количество запретов приводит не только к дискомфорту и протесту ребенка, но и к дальнейшему отсутствию его инициативы и самостоятельности. Те предметы, которые опасны и нежелательны для малыша, старайтесь убрать повыше и подальше, чтобы не провоцировать конфликт. Приучайте малыша к партнерскому взаимодействию с вами, чтобы он осознавал, что в некоторых опасных ситуациях ему разрешено что-то делать только под вашим контролем.
Улучшайте способы вашей коммуникации с ребенком, чтобы он словом или жестом стремился выразить свои желания и настроение. Старайтесь больше говорить с малышом, просто и ясно объяснять ему то, что происходит вокруг, почему вы что-то делаете или что произойдет в самое ближайшее время. Ваш спокойный уверенный тон не только успокоит ребенка, но и позволит ему развивать мыслительные и регулирующие психические процессы, а значит – обретение им самоконтроля произойдет скорее и гармоничнее. Подробнее о речевых и коммуникативных возможностях ребенка этого возраста узнайте на аудио курсе и марафоне "Речь и общение".
Старайтесь следовать привычному режиму дня, чтобы не только снизить тревожность ребенка, но и не перегружать его нервную систему. Избыток новых впечатлений и эмоций может усилить дискомфорт и истерики ребенка.
Будьте наблюдательны и внимательны к потребностям малыша. Его вкусы, привычки и склонности подскажут вам наилучшие способы взаимодействия в кризисный период.
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта