общение

Пробуем договориться

Пробуем договориться
Поделиться

Ваш ребенок все больше проявляет характер, стремится утвердить свое мнение, настоять на своем и управлять взрослыми

Замечая эти черты, мы понимаем, что ребенок взрослеет и волнуемся, как грамотно выстроить воспитательный процесс и не потерять близкий эмоциональный контакт с крохой.

💚 Для того чтобы взаимодействие с ребенком не стало излишне строгим или, напротив, попустительским, необходимо понимать, что же характерно и естественно для малыша в год и 11, каковы его особенности и устремления?

  1. Речь ребенка уже достаточно развита, чтобы высказывать свое мнение, сообщать о потребностях и воспринимать слова и интонации взрослого. Кто-то в этом возрасте уже говорит предложениями, а кто-то эмоционально произносит суть своего настроения или намерений. Малыши уже уверенно и осмысленно используют в речи «дай», «хочу», «мое», подкрепляют высказывания жестами и наблюдают за эмоциональным откликом взрослого. По интонации и обстановке ребенок уже способен понимать просьбы, замечания или похвалу. Малыш соответствующим образом эмоционально реагирует, стремится к одобрению и обижается на критику. Старайтесь, чтобы ваша речь было проста, грамотна и понятна ребенку. Делайте акцент на соответствии эмоциональной окраски своих слов и ситуации. Если мама постоянно говорит на повышенных тонах, то ее речь становится для ребенка фоном, и малыш не отреагирует на тревожный окрик взрослого в ситуации опасности, например.
  2. Малыш стремится к самостоятельности и проявлению лидерских качеств, но при этом негативно реагирует на обязанности, которые перекладывают на него взрослые. Эта противоречивость особенно ярко проявляется в том, что малыш стал часто проситься на руки, отказывается долго идти сам и хочет ощущать прежнюю заботу и мамину ласку. При этом настроение ребенка может стремительно меняться, и он из активного и решительного ребенка превращается в пугливого и капризного малыша. С одной стороны ребенок хочет быть независимым, а с другой – не готов еще к свободе. Иногда, убежав от мамы, малыш может посмотреть по сторонам и заплакать от одиночества и страха. Наблюдайте за сиюминутным состоянием крохи, делайте выводы о причинах слез и эмоциональности малыша, помогайте ему ощущать вашу поддержку и заботу в тех ситуациях, когда это необходимо.
  3. Ребенок расширяет круг своего общения, начинает взаимодействовать с ровесниками и знакомиться с новыми людьми. Сам образ жизни малыша становится более социальным, ребенок больше бывает на детских площадках и в общественных местах. У ребенка еще мало опыта взаимодействия с другими детьми и применения правил, принятых в обществе. Маме необходимо быть рядом с малышом в этом новом социальном мире, объяснять причины поведения других людей, напоминать о правилах и вежливости, учить сопереживанию и подкреплять многие социальные действия собственным примером. Сейчас ребенок особенно восприимчив к тому, как следует себя вести, с интересом наблюдает за окружающими и копирует элементы поведения взрослых. Не стоит полагаться на то, что малыши в общении найдут общий язык самостоятельно, будьте готовы к эмоциональной борьбе за игрушки, проявлению агрессии, давайте ребенку обратную связь, направляйте его энергию и объясняйте, как правильно выйти из конфликтной ситуации
  4. Малыш очень любознателен и активен. Старайтесь удовлетворять его интерес к окружающему миру, отвечайте на многочисленные «почему» и поддерживайте диалог с ребенком, чтобы лучше понимать его интересы и потребности. Если малыш не встречает поддержки со стороны взрослого в своем стремлении узнавать новое, то поведение ребенка становится хаотичным и бессистемным, кроха перевозбуждается, и родителям кажется, что он непослушен и непоседлив. Взаимодействие в такой ситуации становится негармоничным, ведь малыш слышит лишь замечания и проявления недовольства его любопытством.
  5. Для ребенка игра становится и увлекательным досугом, и возможностью освоить новые роли, и обучением полезным навыкам, и возможностью переключиться или выйти из нежелательной ситуации. Старайтесь сглаживать острую ситуацию, ориентируя малыша на новое интересное занятие, не обостряйте конфликт, а проигрывайте его элементы с игрушками. Помните о том, что в игре ребенок расслаблен, восприимчив к интересующей его информации и готов к контакту с вами. Старайтесь знакомить малыша с играми на сотрудничество и очередность, бросайте по очереди мяч или воздушный шарик, показывайте, как играть в лото или домино, вместе делать поделку или строить куличик.
  6. Малыш стремится к постоянству и привычкам. Относитесь с пониманием к тому, что ребенок настойчиво хочет есть из определенной посуды или надевать только любимую одежду. Ребенку необходим собственный опыт, и если малыш настойчиво требует надеть в жару теплую шапку, позвольте ему на своем опыте понять, что такое «жарко». Не стоит при этом негативно действовать на самооценку ребенка неуместными замечаниями и нотациями, сделайте из ситуации полезное для опыта приключение, будьте при этом доброжелательны к крохе и поддержите его самостоятельные важные выводы. Не нужно давить своим авторитетом и постоянно указывать ребенку, что только вы знаете, как поступать правильно. Позвольте малышу познавать мир под вашим руководством.
  7. Будь последовательны в своих требованиях, сочетайте доброжелательность и постоянство правил. Не стоит идти на поводу у капризов малыша, поскольку ребенок утратит ориентиры регуляции своего поведения, будет испытывать тревогу от неопределенности и искушение манипулировать взрослым. Старайтесь не злоупотреблять правилами и запретами, дозируя их уместность и адекватность возрасту ребенка. Пусть правил в вашей с малышом жизни будет меньше, но они будут работать.
  8. Ребенок нуждается в ласке и регулярном физическом контакте с близкими. Если малыш недополучает внимания, то будет стараться привлечь взрослого плохим поведением и капризами. Когда ребенок устал, расстроен неудачей или неудовлетворением важной для него потребности, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку. Не бойтесь избаловать малыша, беря его руки, говоря о своей любви, жалея после неудачи или падения. Малыш, ощущающий тепло маминых рук и надежность ее объятий, смелее познает мир, стремится к сотрудничеству и конструктивному взаимодействию с окружающими, ведь он получает достаточную эмоциональную поддержку и обратную связь.

Лучше понимать мотивы и реакции ребенка в разных конфликтных ситуациях, предотвращать истерики и привычку к манипулированию поведением взрослых вы сможете, пройдя марафон "Не кричи!"

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи