общение

Тревожный ребенок

Тревожный ребенок
Поделиться

Роль семейной атмосферы в эмоциональном благополучии малыша

Очень многие отрицательные эмоции ребенка вполне естественны: страх, что мама уйдет, опасения в незнакомой обстановке, плач при неожиданных событиях, неприятие слишком навязчивых посторонних людей, боязнь темноты. Но все эти ситуации объединяет общее направление – неизвестность. Необходимость постоянно ориентироваться в окружающей обстановке и быть настороже создают абсолютно естественный эмоциональный фон, связанный с выбросом гормонов стресса. Но мы можем заметить, что на одни и те же события разные дети реагируют с разной интенсивностью. Некоторые малыши особенно мнительны и чувствительны к переменам образа жизни. Речь идет о тревожных малышах.

💚 С чем может быть связана тревожность ребенка старше 2-х лет?

  1. Искаженная привязанность. Забота о малыше чаще всего осуществляется одним взрослым, другие взрослые становятся его помощниками. Важность фигуры этого взрослого невозможно переоценить. Не всегда это мама. Таким значимым взрослым для ребенка может стать бабушка, папа или даже няня. Если важный человек, к которому малыш привык, вдруг исчезает из его жизни даже ненадолго, для ребенка это мучительное переживание. Вой в ясельной группе в сентябре, когда только началась адаптация к садику у большинства детей, красноречиво говорит о том, что ребенок пока не может справиться с этой даже кратковременной разлукой. Для него расставание катастрофично, ведь ваши рациональные слова о том, что вы скоро придете, не работают. Такая ситуация естественна и нормальна для эмоционального развития крохи. Но представьте, что эти важные взрослые в жизни ребенка постоянно меняются. То с ним посидели бабушка, то тетя, то соседка. Малыш абсолютно потерян. Он не может выстроить крепкую эмоциональную связь с близким взрослым и почувствовать доверие к миру вокруг.
  2. Противоречивые требования. Малышу хочется одобрения и похвалы. Это его возрастной приоритет и важная потребность. Если взрослые в семье по-разному видят одобряемое и порицаемое поведение, та обратная связь, которую они дают малышу, абсолютно его дезориентирует. Ребенок не понимает, что же действительно нужно сделать или не сделать, чтобы получить похвалу. Не всегда это связано с разными требованиями членов семьи. Даже любящая мама может быть в разном настроении или по-разному реагировать на одно поведение в разных ситуациях. Особенно усиливает тревогу ребенка отсутствие объяснения причины такого неустойчивого поведения. Почему разлитый сок дома не страшен, а в гостях вызывает такое негодование мамы, например. Таких ситуаций хватает в жизни каждого малыша, а анализ и критичное отношение взрослых к своему поведению, как правило, недостаточны.
  3. Несправедливые наказания. Дисциплинарные меры для малыша являются регулятором поведения, ведь ребенок только познает ограничения и правила. Если суть запрета непонятна ребенку или степень проступка не соответствует последовавшему наказанию, то тревога ребенка усиливается. Малыш испытывает страх перед карающей силой взрослого, который доминирует над ним и вызывает чувство бессилия.
  4. Тревожность матери. Для совсем крохи мама являлась зеркалом эмоций и примером реагирования на происходящее вокруг. После 1,5 лет ребенок стал осознавать отдельность своего существование и первую автономность, в том числе и в своих переживаниях. Но дети склонны подражать. Если мама демонстрирует определенный паттерн поведения, ребенок копирует ее реакции. Так происходит его социальное научение. Если для мамы любое непредсказуемое действие является катастрофичным, то и ребенок начинает видеть мир небезопасным. Задумайтесь о своем самоконтроле и том примере, который вы подаете малышу. Если постоянно пугать ребенка своими реакциями, то его тревога вполне закономерна.

💚 Чем же мы можем помочь малышу?

  • Стабильная и эмоционально предсказуемая среда. Режим и возможность настроиться на предстоящее событие успокаивают ребенка и позволяют не расходовать ресурс на ориентацию в окружающей обстановке. Ребенок спокойно идет играть, общаться, исследовать мир вокруг.
  • Похвала и поддержка. Самооценка малыша находится в стадии формирования, поэтому он очень чувствителен к обратной связи, особенно близких и значимых для него людей. Не всегда дети получают такие сигналы, когда речь идет о тех ситуациях, которые взрослые считают само собой разумеющимися. Для ребенка пока они не стали автоматизмами, он только осваивает навыки, поэтому растерян и не уверен в себе.
  • Внимание близких. Для ребенка важна демонстрация его значимости. Если взрослые его не замечают, то он либо начнет напоминать о себе плохим поведением, либо испытывать тревогу и негативные переживания. Обращение к ребенку, ваш ласковый тон, проявления заботы и нежности помогут малышу утвердиться в его значимости для вас и в вашей безусловной любви к нему.
  • Проработка тревожащих событий. Не стоит впадать в крайности, чрезмерно усиливая значение острой ситуации, чтобы не закрепить ее, но и не нужно обесценивать переживания ребенка. Ситуацию следует отработать в безопасной и доступной форме. Например, разыграть с игрушками отдельные моменты, чтобы научить формам поведения или показать героев со стороны. Ваш добрый юмор, легкость подачи материала и доброжелательность снимут накал страстей и переориентируют малыша на новое восприятие событий.
  • Доброжелательность в шутках и отношениях. Нередко сарказм и высмеивание в семье становятся стилем общения, который тревожит ребенка. Взрослые и дети по-разному воспринимают юмор. Малыш достаточно обидчив, что совершенно нормально для этого юного возраста. Бережное и чуткое отношение членов семьи друг к другу и уместность шуток самым благоприятным образом снимают чрезмерную тревогу ребенка. Мир и юмор становятся понятны и предсказуемы для малыша.
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи