речь

Сочиняем загадки

Сочиняем загадки
Поделиться

Веселое и осмысленное словотворчество

Родители всерьез могут быть озабочены тем, что малыш мало говорит, его словарный запас ограничен, а в высказываниях мало экспрессии. Советы побольше говорить с малышом воспринимаются как общее место, ведь мы и так не молчим. Часто вопрос решается интересным диалогом с малышом. Здесь мы не берем у крохи интервью или дрессируем произносить названия изображенных предметов, мы прежде всего играем. Среди самых любимых и полезных речевых игр придумывание загадок занимает особое место.

  • Загадки развивают воображение и фантазию.
  • Учат искать важные признаки среди многообразия качеств.
  • Расширяют кругозор и словарный запас.
  • Помогают классифицировать предметы и явления.
  • Развивают чувство юмора и эмоциональную сферу.
  • Увлекают поиском ответа и исследованием.
  • Вызывают восторг при нахождении ответа.
  • Укрепляют привязанность к близким взрослым и коммуникативные навыки.

Допустим, вы воодушевлены этой идеей и хотите сочинять загадки с ребенком.

💚 Какие этапы необходимы в игре, чтобы она была понятной ребенку и эффективной в качестве развивающего упражнения?

  1. Познакомьте малыша с жанром загадок. Чтобы понять принцип игры в загадки и отгадки, важны примеры. Старайтесь выбирать простые загадки, чтобы ответ становился очевидным для малыша и вызывал положительные эмоции, а не озадаченность и непонимание сути. Простейшими загадками могут быть загадки о природе или простых предметах. Не спешите на этом этапе, ведь вам нужно увлечь малыша и сделать понятной задачу по созданию своей загадки. Для малышей важна наглядность, поэтому книжки с загадками приветствуются. Ребенку проще воспринять отгадку с опорой на зрительный материал.
  2. Придумайте тему. Необходимо определиться, о чем будет ваша загадка. В первых загадках вы сами можете выбирать, чтобы малыш понаблюдал и послушал. Затем ребенок начнет действовать смелее. Не отвергайте его предложения, даже если вам кажется, что вариант малыша не совсем удачен. Попробуйте максимально творчески подойти к задаче, чтобы даже неожиданная бытовая вещь или явление природы заиграло в загадке яркими красками.
  3. Опишите объект. Постарайтесь вместе с малышом найти яркие признаки этого предмета. Вы можете использовать картинки, чтобы малышу проще было представить объект и включиться в диалог. Пусть малыш назовет 3-4 ярких свойства, чтобы описать предмет и выделить именно его среди похожих предметов такой же категории. Можно представить себе, что мы сужаем поиски, конкретизируя признаки. Если ребенок называет не совсем подходящие свойства, не отвергайте варианты, а вовлекайте малыша в диалог-рассуждение. Так ребенок сам начнет корректировать собственные ответы и уточнять подходящие признаки, не боясь ошибиться. Обязательно поощряйте активность, ведь вы развиваете речь, а не тестируете кругозор.
  4. Выделите яркие сравнения и противопоставления. Покажите малышу, как можно использовать контрасты. Например: «Желтое, а не лимон, жаркое, а не печка, яркое, а не лампочка» (Солнышко). Пусть ребенок порассуждает, с чем еще можно сравнить загаданный объект. Это могут быть как описательные признаки, так действия, которые объект способен совершать. Например: «Скачет, а не кенгуру, катается, а не колесо, плавает, а не кораблик» (Мяч).
  5. Используйте творческий потенциал. Делайте загадку авторской и неповторимой. Кто-то из вас может подключить свое отменное чувство юмора, кто-то с легкостью ко всему находит рифму и может сделать загадку в стихах. Не перетягивайте активное участие на себя, оставляйте творчество и ребенку. Он может в простой театрализации показать отгадку, как в известной игре «Крокодил» или нарисовать, используя любые изобразительные приемы. Не ограничивайте малыша лишь иллюстрацией отгадки. Возможно, ему захочется изобразить те предметы, с которыми вы сравнивали загаданный объект, чтобы наглядно закрепить непохожесть или комичность этих аналогий.
  6. Представьте свою загадку близким. Конечно, вы можете играть вдвоем и наслаждаться своими «сочинялками», но интереснее представить свое произведение на суд публики, загадав загадку тем, кто ничего не знает об отгадке и находится с противоположной стороны маршрута поиска. Такая демонстрация может стать веселой игрой всей семьи и тестированием подходящих сравнений и образов, которые вы использовали.
  7. Эмоционально отреагируйте. Представьте, что вы загадываете загадку, а ваш собеседник отмахивается от нее или без эмоций и совершенно буднично произносит заветное слово. Даже взрослый будет разочарован. Учитесь вместе с малышом радости творчества и взаимопонимания. Будет замечательно, если малыш захочет полностью сам повторить загадку на бис, произнося каждое слово ее непростой композиции. Обязательно похвалите малыша и поаплодируйте его смелости и усилиям.
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи