Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
02 декабря, 2023
Поделиться
Знакомимся с живописью в музее
Все дети рисуют, но не все взрослые – художники. А как объяснить ребенку, кто такой художник? Как показать признанное произведение искусства? И нужно ли оно, если профессия ребенка в будущем будет далека от искусства? Ценить прекрасное - не излишество, а неотъемлемая часть эмоционального развития гармоничной личности. Кто-то за прекрасным идет в музей, а кто-то едет на рыбалку и любуется картинами природы. Вспомните свои школьные учебники, в которых обязательно были репродукции знаменитых картин. О них писали сочинения, их учились разглядывать и понимать. Именно поэтому любому человеку для кругозора и формирования вкуса необходимо показать мир изобразительного искусства. Не все из нас живут в городах с художественными галереями, но возможность посетить выставку рисунков, развешенных в школе, или обратить внимание малыша на оформление картинами местной библиотеки, есть у каждого. Не лишайте ребенка важного и увлекательного опыта.
💚 Для чего ребенку картины?
Интерес к сюжетам. Когда малыш с гордостью показывает вам свой рисунок, он больше всего радуется, если вы узнали, что именно кроха пытался изобразить. Озвучьте малышу название картины в музее. Нам это может показаться само собой разумеющейся мелочью, но здесь ребенок сталкивается с важной вещью – раскрытием темы. Вряд ли портрет человека будет называться «Озеро на закате». Умение раскрыть тему в рисунке, собственном высказывании, ответе на вопрос или в будущем школьном сочинении – огромный труд и искусство. Такой навык требует опыта. Поговорить о сюжете картины, исходя из ее названия – настоящее развивающее занятие. Где-то нужны ваши пояснения, где-то уместен вопрос: «Как ты думаешь, почему картину назвали именно так?» Ваш диалог должен быть естественным. Это не экзамен на сообразительность малыша, это особое сотворчество ребенка и художника, ведь автор пишет картину для зрителя.
Понимание смены времен. Расскажите о том, когда жил художник. Приметы времени часто отражены в костюмах героев картины или ее сюжете. А бывает, что пейзаж, написанный 100 лет назад, напоминает вам и ребенку лес, куда вы ходите за грибами. Это тоже очень интересное наблюдение, которое стоит обсудить с крохой. Не нужно лишь перегружать малыша информацией. Пока для ребенка важна не подробная биография художника или историческая справка, а впечатление от картины. Заразите малыша удивлением, что раньше люди одевались так, а здания имели такую форму. Пусть малыш воспримет это как сказочное чудо. Так вы пробудите в ребенке интерес к истории и людям.
Мастерство автора. Обсудите с малышом тот факт, что не каждый рисунок вставляют в раму и выставляют на обозрение публики. Определенная критичность мышления и свое собственное «нравится-не нравится» - ключевой момент самосознания человека в любом возрасте. После знакомства с признанными картинами у ребенка появится критерии оценки и для собственных достижений. Это важный мотивационный рычаг саморазвития. Даже рисунки на стенах Изостудии местного дома детского творчества кем-то были отобраны для вернисажа, а значит, получили признание своих первых зрителей.
Атмосфера галереи. Посещение выставки является важным социализирующим опытом. В музее мы говорим тихо, чтобы не мешать другим посетителям, не бегаем, чтобы не задеть экспонаты и не испортить их. Обязательно объясняйте смысл всех этих правил, чтобы в дальнейшем ребенок естественно чувствовал себя в музее, не испытывая скованности. Так малыш поймет, что правила в этом месте – это уважение к другим, а не пустые церемонии. Такой опыт формирует культуру поведения, саморегуляцию малыша и его адаптацию к разнообразным жизненным обстоятельствам.
Формирование привычек. Нередко родители подростков удивляются, что их дети не хотят ходить на экскурсии с классом или делают кислое лицо, когда сами родители ведут их в музей при посещении других городов. Стоит задуматься, а есть ли у ребенка привычка такого времяпрепровождения? Показывали ли родители пример любознательности, знакомили ли сами с искусством, пока малышу было интересно буквально все на свете? Лень родителей или откладывание посещения музея до школьного возраста лишают ребенка важного шанса на эстетическое развитие, широкий кругозор, другой культурный уровень и круг общения.
Если вы хотите познакомить ребенка с разными видами искусства: живописью, скульптурой, музыкой, театром, но не знаете, как это сделать в доступной для малыша форме, начните марафон "Кроха-креативщик".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта