мышление

Знакомим с буквами

Знакомим с буквами
Поделиться

Когда и как?

Любые абстрактные знаки, такие как буквы или цифры, ассоциируются у нас со школой, оценками, достижениями и перспективами. По этой причине желание родителей как можно раньше научить ребенка алфавиту сродни страху упустить время и не дать вовремя малышу нужный старт для успеха в жизни. Если малыш уже знает несколько букв и уверенно их называет, а тем более демонстрирует эти достижения прилюдно – это повод для родительской гордости и лавры хорошей матери, которая занимается ребенком.

💚 Но давайте разбираться, насколько знание букв в младшем дошкольном возрасте необходимо и важно для самого малыша. Сразу возникает вопрос: сказывается ли раннее овладение азбукой на успехе школьного обучения? Прямой зависимости нет. На раскрытие и реализацию потенциала малыша влияют иные процессы. Это даже не дрессировка узнавания алфавита, а регулярность занятий с малышом и то время, которое вы готовы уделить обучению ребенка. Но здесь кроется и риск ошибок. Неправильно организованное занятие и избыток информации влияют иначе – ребенок негативно воспринимает обучение и всячески его избегает.

💚 Что важно учесть при обучении буквам?

  1. Буквы – это система знаков для кодирования информации. Звучит сложновато. Вот и представьте, насколько это трудно для малыша, мышление которого наглядное, а вовсе не абстрактное. Нередко раннее изучение алфавита превращается в пытку как детей, так и родителей. Взрослым буквы кажутся элементарными, а ребенок совершенно не способен понять смысл этих значков без нужных образов, ассоциаций и правил усвоения, которые базируются на восприятии конкретных звуков. Малышу проще начинать с гласных звуков и букв, их обозначающих. Причем проще для восприятия буквы с одним звуком – это а, о, у, и, э. А уже потом следует знакомить с составными гласными из двух звуков: я, е, ё, ю. На восприятие звуков влияет развитый фонематический и музыкальный слух. Некоторым малыша легче изучать буквы парами по созвучию а-я, у-ю, э-е.
  2. Ответьте на вопрос: зачем? Ваша цель определит процесс и ожидания. Если вы предполагаете обучение чтению и для этого изучаете буквы, то возраст малыша должен быть определенно не младше 4-х лет. Если же ваша цель лишь ознакомительная, то малышу не нужен весь алфавит. Допустим, ребенок видит, как вы читаете, и постоянно задает вопросы, что за значки у вас перед глазами. Интерес малыша стоит приветствовать и удовлетворять. Но делать это следует лишь в нужном объеме. Или представьте, что ребенок просит вас написать на асфальте мелком его имя. Тут тоже изучение отдельных букв будет интересно в контексте ситуации. Такое фрагментарное обучение на основе интереса возможно и в 2 года. Не забывайте, что такой урок грамоты должен быть не более 5-7 минут.
  3. Выбирайте подходящую форму. Это для нас буква - уже данность. Для пытливого детского ума совершенно нормален вопрос: почему же она именно такая? Поиграйте с формой и изображением буквы. Для запоминания отлично подойдут действия и творческие усилия.
  • Сделайте аппликацию из пластилина. Для этого скатайте с малышом колбаски и прикрепите их к картону в виде контура буквы. Затем предложите ребенку выкладывать на букве узор, вдавливая бусины, пуговицы или сухой горох. Ребенок будет следовать очертанием буквы и запоминать ее форму.
  • Оформите букву в качестве рисунка. Предложите дорисовать что-то букве, чтобы превратить ее в картину. Букву «а» можно превратить в дом, «и» сделать змейкой, «о» драгоценным колечком и т.д. Так у малыша начнут возникать ассоциативные связи. С детьми постарше, когда буквы мы учим уже для обучения чтению, можно эти нарисованные образы соотносить с предметами или действиями, названия которых начинаются на эту букву. Из «д» сделать домик, «т» изобразить молотком «тук-тук-тук».
  • Подберите картинки. Хорошо знакомые всем плакаты с изображением букв и предметов можно дополнить самостоятельным поиском карточек для раскладывания. Прямо на плакат или страницы азбуки кладите карточки с изображением одежды, животных, игрушек - всего того, что вы используете в других играх. Не гонитесь за количеством. Пусть в одной игре вы распределите не более 5 карточек.
  • Произносите и пропевайте звуки. Вы можете включить любую мелодию без слов, поднять карточку с изображением буквы и напевать на мотив мелодии. Гласные буквы больше подойдут для такой игры. При обучении чтению по слогам можно на карточке писать конкретные пары букв и играть аналогичным образом.
  • Используйте трафареты. Для малышей пока процесс изображение букв – игра, а не учебная рутина. Некоторые дети обожают трафареты для обведения картинок и букв. Помогайте в этом процессе. Не торопите ребенка, если он хочет попробовать повторить с той же буквой, чтоб получилось лучше, или раскрасить контур. Обязательно приветствуйте такие инициативы. Это будет означать, что вы заронили главные зерна – интерес к обучению, который ребенок уже готов поддержать и развить!
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи