Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
16 ноября, 2023
Поделиться
Простые игры для сложных психических процессов
Часто родители обращают внимание на богатство и разнообразие речи ребенка лишь на пороге школы.
Действительно, в быту умение четко донести свою мысль говорит о том, что ребенок функцию речи вполне освоил. Но помимо простой коммуникации речь является основой всех высших психических функций человека.
Богатство и насыщенность речи оттенками имеет самое прямое отношение к интеллектуальному потенциалу ребенка, возможности делать умозаключения и рассуждать на совершенно новые для малыша темы.
Поэтому не стоит думать, что если малыш просто вовремя заговорил, то можно почивать на лаврах и абсолютно расслабиться. Ведь не редкость, когда родителей в речи беспокоят только четко произносимые звуки, а не постоянный рост словарного запаса ребенка и расширение его кругозора.
Для этого требуются ваша энергия и желание сделать ребенка собеседником. Не стоит, прочитав эти строки, относиться к расширению словарного запаса и освоению грамматического строя речи как к постоянной и трудной миссии и класть себя на алтарь раннего развития ребенка.
Неправильно организованное занятие может иметь обратный эффект и даже разрушать близкую эмоциональную связь с малышом, если вы не даете ему необходимой похвалы, поддержки и искренней обратной связи.
💚 Заниматься с ребенком двух-трех лет по учебнику и с указкой в руках совершенно неинтересно и бессмысленно. Попробуйте играть!
Описывайте чувства. Разыграйте сценку с игрушками, где каждый герой проявит свой характер. Обсудите с малышом ситуацию и употребляйте в речи оттенки чувств и переживаний. Герой не просто весел или грустит, а «на седьмом небе от счастья» или «опечален, подавлен, расстроен». Старайтесь как можно точнее описывать оттенки эмоций и транслировать ребенку смысл этих слов. Конечно же, ориентируйтесь на восприятие малыша, чтобы соблюдать баланс и не перегружать кроху избыточными и непонятными подробностями. Помните, что вы в диалоге с малышом, а не на лекции о многообразии чувств. Примеры из жизни самого ребенка помогут прочувствовать нюансы состояния героев и развить важную для социализации эмпатию крохи.
Учитесь подбирать синонимы. Не ограничивайтесь одним словом для описания. Поиграйте, что нужно по очереди называть слова, которые в подробностях опишут примерно одно качество. Например, день не просто хороший, а чудесный, прекрасный, замечательный и т.д. Кто скажет последнее слово, тот и победил. Игра знакомит малыша с новыми понятиями, расширяет кругозор и очень поможет ребенку в написании сочинений в школьные годы.
Поддерживайте «почемучку». Ребенку свойственно задавать вопросы. А вот наши ответы на них могут очень отличаться. Мама одного ребенка ответит односложно, пусть и точно, но без интересных подробностей и пищи для размышлений. А вот мама другого ребенка даст полный ответ на уровне понимания малыша, чтобы у него включилось воображение и усложнилась формирующаяся картина мира. Вроде бы период «почемучки» был у обоих детей, но использован оказался абсолютно по-разному. При этом малыш всегда чувствует, когда взрослый ответил, чтобы отвязаться, а когда приглашает к диалогу. Дело даже не в ответной информации, а в уважении к ребенку, которое поощряет малыша больше говорить и свободнее делиться мнением.
Проводите экскурсии. Не думайте, что если ребенок бывает на детской площадке ежедневно, то он знает названия всего игрового оборудования или деталей окружающей обстановки. Если вы просто завалите малыша кучей новых понятий, эффекта не будет. Предложите рассказать и показать мягкой игрушке или кукле, что есть на площадке. При этом говорите литературным языком, четко, грамотно и красиво, используя правильные слова и заинтересовывая малыша таким интересным стилем речи. Дети с радостью подхватывают взрослые формулировки и солидно вворачивают их в свою речь, желая произвести впечатление. Новые слова укрепляют уверенность ребенка в себе, ощущение взрослости и уважения окружающих. Не забывайте, что это игра, где есть место юмору и смеху.
Обобщайте предметы. Увидев клумбу с разными цветами или стоянку с машинами, обратите внимание ребенка на многообразие того, что можно назвать одним словом – цветы или машины, а может быть, растения или транспорт. Такая игра не будет скучной и однообразной, если вы в диалоге и с настроением. Обратите внимание крохи, что на прогулке у детей разные шапочки, велосипеды, формочки, а назвать эти предметы можно одними словами. Для ребенка это бывает ярким открытием и вдохновляющим переживанием.
Играйте в описания. Любые карточки с картинками могут превратиться в начало игры. Например, игрок тянет карточку и не показывает ее другим. Ему нужно описать предмет так, чтобы остальные угадали. Это простой и наглядный вариант игры «Крокодил» для самых маленьких. Малышу сложно удерживать образ предмета, поэтому наглядное пособие поможет с описанием и визуализацией загаданного слова.
💚 Вы можете изобретать и собственные игры, ведь интересы и предпочтения вашего ребенка очень индивидуальны. Приветствуйте словотворчество малыша и записывайте «перлы» на память, чтобы они стали частью вашей семейной истории и воспоминанием о непосредственности крохи в тот период, когда он только познавал правила родного языка.
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта