Как одновременно развивать и пальчики крохи, и его эстетические чувства
Наверняка вы замечали, как еще в младенчестве малыш мог внимательно прислушиваться к мелодичной колыбельной, будто затаив дыхание. А чуть позже он стал обращать внимание на яркие предметы, задерживая на них свой взгляд. Например, наблюдая за красочными елочными игрушками, которые так завораживают своим блеском.
Сейчас вы можете заметить, как кроха, став более уверенным в своих движениях, пританцовывает под ритмичную музыку, которая ему нравится, покачиваясь из стороны в сторону. Все это — проявление у малыша зарождающихся эстетических чувств, которые развиваются при помощи слухового и зрительного восприятия. И компонентами эстетического развития могут выступать чувства формы, цвета, ритма.
Поначалу ребенок опирается на комментарии взрослого о привлекательности предметов, явлений окружающего мира, а затем сам формирует представления об их красоте. Например, во время прогулки с малышом вы наверняка обращали его внимание на то, как поют птички, или же какие красивые распустились цветы весной, или как искрится пушистый снег зимой.
Однако, эстетические чувства развиваются и с помощью других сенсорных систем, в том числе, тактильной.
На втором году жизни малыш всё еще продолжает активно исследовать окружающие его предметы: рассматривает их, всячески манипулирует ими, крутит, ощупывает пальчиками. Для этих движений характерно участие мелких мышц кисти руки, что обозначается как мелкая моторика, которая влияет на развитие речи ребенка, мышления, памяти, образов представления, координации движений, т.к. моторный центр и центры этих познавательных процессов расположены рядом в головном мозге, важно развивать мелкую моторику ребенка. И многие игры, направленные на развитие мелкой моторики, могут развивать и эстетические чувства у малыша. Обращайте внимание крохи на цвета, формы, звуки в процессе вашего совместного творчества, комментируя, как здорово и красиво у него получается.
💚 Что можно придумать, чтобы одновременно развивать и пальчики крохи, и его эстетические чувства?
Рисование. В 17 месяцев малыш демонстрирует свою творческую натуру через получающиеся у него каракули, росчерки. Предложите ему пальчиковые краски — веселую забаву для крохи. В этом возрасте малыша будет увлекать процесс переноса ярких красок на белый лист бумаги, а не результат. Стоит искать гипоаллергенные, легко отстирывающиеся от одежды яркие краски с безвредным составов, ведь малыш может потянуть пальчики в рот, поэтому пока что лучше рисовать вместе.
Пластилин. Можно предложить малышу вместе раскатывать пластилин, лепить колбаски, шарики, использовать простые формочки для лепки. Обратите своё внимание на мягкий пластилин, чтобы его было удобнее мять ребенку. Так же, как и краски, он должен быть гипоаллергенным, а лепить стоит вместе, ведь кроха может захотеть попробовать получившееся творение на вкус.
Игра на музыкальных инструментах. Сейчас представлено много вариантов клавишных инструментов, которые могут светиться, издавать различные звуки, а также игрушечных гитар. Покажите, как они звучат, и малыш наверняка не останется равнодушным!
Чтение. Выберите книги с крупными и яркими картинками, например, с изображением животных и предложите крохе вместе почитать. Во время такого совместного чтения важно, чтобы малыш сам перелистывал странички.
💚 Развитие эстетических чувств возможно не только через творческую деятельность. Более того, считается, что для лучшего восприятия красоты искусства необходимо наблюдение за природой. Ведь сколько красочного и интересного можно найти вокруг, особенно, малышу!
Пение птиц, шелест листьев, звук морского прибоя, сыпучесть и мягкость песка, искристость белого снега и многое другое — всё это можно назвать эстетическими составляющими нашей природы. А многие природные явления, объекты могут оказаться крайне приятными и полезными для развития пальчиков малыша, создавая новые тактильные ощущения, а также тренируя его наблюдательность.
А еще они всегда находятся «под рукой», когда вы выходите с крохой на прогулку. Например, летом можно трогать, перебирать песочек и даже рисовать им, а если рядом есть водоем, можно предложить малышу пощупать для сравнения сухой и мокрый песок.
Также, можно ощупывать разные листики, предварительно убедившись, что это растение не ядовитое, проводить ладошкой по траве, рвать травинки, собирать цветочки. Или же трогать веточки, сравнивая, какие листики есть на разных веточках, а осенью и весной, когда на веточках нет листиков, можно «порисовать» ими по ладошке.
Кроме того, малышу может быть интересно рассматривать разные камушки, ведь у них у всех есть свой узор, сравнивать их по тяжести, а еще увлекательнее будет находить ракушки. Однако, важно предупредить малыша и показать ему, что у них могут быть острые края, прикоснувшись к которым будет больно. В общем-то, «природный материал» для такого тактильного исследования может быть неисчерпаем.
Если для вас творческие занятия с ребенком - радость общения, особое вдохновение и возможность по-новому взглянуть на мир вокруг, начните марафон "Кроха-креативщик".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта