Клинический психолог, специалист по раннему развитию, автор методики "First.School"
13 ноября, 2023
Поделиться
Творческое самовыражение малыша или хулиганство?
Даже те взрослые, которые закончили рисовать еще в детстве, вспоминают эпизоды вдохновения, когда в совсем юном возрасте удавалось изобразить хоть маленькую козявочку, но на обоях или на полу.
💚 Рисование на стенах – это не просто классика, а скорее даже закономерный этап развития человечества. Вспомните первобытных людей и их наскальную живопись. Ведь это и послание миру, и самовыражение, и возможность оставить след своего пребывания, такой важный для формирования самосознания человека. Я рисую, значит, я существую, вот же мои следы!
💚 Обычно рисованием на стенах малыши увлечены ближе к двум годам. У некоторых художников тема актуальна вплоть до 6-7 лет. Причин для такого поведения может быть несколько. Соответственно, и способы перенаправить энергию юного живописца в более приемлемое русло тоже будут отличаться.
Малыш находится в естественном исследовательском поиске. Для ребенка экспериментирование и творческий подход к познанию мира вокруг являются закономерными этапами развития. Мышление ребенка наглядно-действенное, поэтому теоретические разговоры о том, что будет, если сделать определенные действия, не всегда могут дать четкое представление о реальном результате и удовлетворить пытливый ум крохи. Для малыша, чтобы понять, надо попробовать. Если действие неизбежно, то его необходимо правильно организовать. Выбирайте изобразительные средства, следы которых нанесут минимум ущерба. Например, если ваш ребенок раскрасит покрывало или шторы фломастерами на водной основе, результаты творчества легко отстираются.
Ребенок осваивает новые позы и двигательные навыки. Малыш начинает рисовать на полу, когда научается сидеть на корточках, расписывает стены, когда легко удерживает равновесие, устремляясь вверх. Ребенку может элементарно не хватать интересных условий для оттачивания навыков. Приходится самостоятельно организовывать увлекательную тренировку. Вы можете буквально «подстелить соломку» и закрыть бумагой поверхности, которые, скорее всего, заинтересуют ребенка. На пол можно положить ватман, у стен поставить мольберт с бумагой или прикрепить лист к обоям бумажным скотчем. Стоит познакомить ребенка с этими организованными местами для творчества. Если вы просто все задрапируете бумагой без пояснений, ребенок может не воспользоваться тем, что вы так тщательно подготовили. Поэтому показывайте пример и поясняйте назначение бумаги.
Малыш скучает. Многие взрослые вспоминают свое детское стояние в углу за какую-то провинность и рассказывают, что с карандашом или ручкой в руках можно было прекрасно скоротать время. Правда, потом быть наказанным именно за эту проделку. Понаблюдайте за занятиями ребенка. Скорее всего, малыш не умеет организовать свой досуг сам. Крохе нужны ваши идеи и время, чтобы начать совместную деятельность, а потом продолжить ее уже самостоятельно. Возможно, вы всегда предлагаете ребенку порисовать, когда заняты чем-то. Так у малыша выработался стереотип, и кроха лишь развлекает себя, рисуя в новых условиях.
Ребенок бросает вам вызов и проверяет границы дозволенного. Закономерный этап освоения правил включает и их нарушение, чтобы ощутить, насколько же они незыблемы. Особенно актуально это, если ребенку не объяснили, почему же расписать стены нельзя. Малышу может казаться, что он, напротив, украсил интерьер, поэтому правильно формулируйте причину своего негодования. Выбирайте для объяснений понятные ребенку категории и предлагайте альтернативу. Так ваше взаимодействие из запрета превратится в конструктивный диалог.
Малыш привлекает к себе внимание. Эмоциональный дискомфорт ребенка провоцирует отчаянные попытки сообщить о том, что нужна помощь. Малыш не осознает, почему делает это, он лишь ощущает, что его заметят и на него отреагируют. Причем отрицательное внимание и наказание для него не так страшны, как равнодушие. Возможно, вы стали мало уделять внимание потребностям ребенка, в семье несколько детей, и они отчаянно борются за вас, малыш расстроен ситуацией, на которую не удалось вовремя отреагировать. Разговаривайте с малышом, используйте иносказательные способы, разыгрывая ситуации с игрушками. Рассказывайте ребенку сказки о схожем поведении или тех проблемах, которые вы подозреваете в истинной причине поведения.
Относитесь снисходительно и с юмором к творчеству малыша. Не пугайте кроху громкими и эмоциональными реакциями на порой неожиданные открытия, что ваш дом «украшен».
Помните, что это лишь период, который конечен. Благополучно пройдя его в детстве, подросток не станет расписывать автобусные остановки и скамеечки в парках.
Уделяйте малышу внимание и будьте внимательны к его потребностям. Не забывайте, что детство – естественная и благодатная пора развития воображения и творческого поиска!
Если вы хотите больше узнать о творческих экспериментах ребенка и раскрыть его потенциал на совместных занятиях, начните марафон "Кроха-креативщик".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта