Малыши второго года жизни начинают активно гулять на детских площадках, их круг общения значительно расширяется
В этом возрасте привязанность к маме очень сильна, поэтому любому взаимодействию или занятиям ребенок предпочитает мамино внимание, игру с ней и близкое общение. При этом образ жизни малыша и его активность значительно изменились, поскольку кроха стал более деятельным и бесстрашным. Он уже не просто наблюдает за другими детьми, а стремится действовать, поэтому в его жизни возникает новый этап – общение с ровесниками.
Малыш интересуется действиями другого ребенка, может начать копировать их или стремится завладеть игрушкой. Дети играют рядом, с интересом наблюдая друг за другом, но пока еще не практикуют совместную игру. Относитесь с пониманием к этим особенностям и не навязывайте тесное общение ребенка с другими детьми. Деликатно относитесь к тому, что ребенку хочется присмотреться и освоиться. Малыш может демонстрировать свою индивидуальность и вкусы, некоторые дети очень избирательны в общении с другими, а кто-то с легкостью взаимодействует в любой обстановке.
Ребенок защищает свою собственность и не хочет делиться игрушками. Период ревностного собственничества совершенно нормален и закономерен, поскольку связан с формированием личности ребенка и развитием его самоидентификации. Малыш воспринимает сейчас свои вещи как продолжение самого себя. При этом учите малыша правилам взаимодействия с другими с учетом этих особенностей. Не забирайте игрушку из рук, а предлагайте обмен или игру по очереди. Будьте рядом с малышом во время конфликта из-за игрушек, чтобы он ощущал вашу поддержку. Старайтесь учитывать интересы всех участников конфликта. Создавайте иные естественные ситуации, в которых ребенок будет с удовольствием делиться или раздавать угощение. Подкрепляйте такой опыт своей улыбкой, похвалой и вежливой благодарностью. Так ребенок начнет усваивать правила взаимодействия, будет слышать вежливые просьбы, станет учиться терпению и доброжелательности. Не ждите от ребенка быстрого усвоения правил, он пока наблюдает и впитывает опыт, будьте с крохой терпеливы и последовательны.
Ребенок усваивает модель поведения и общения окружающих. Очень важно знакомить его с тем, как люди знакомятся, благодарят друг друга, приветствуют или прощаются. Малыш постепенно перенимает этот опыт и воспринимает характерную ситуацию. Не стоит думать, что если ребенок еще мало говорит и не может сам поздороваться или представиться, то можно пренебречь этими важными действиями при знакомстве с другим малышом. Дети усваивают модели взрослых, изучают поведение детей постарше, присматриваются к эмоциональным реакциям мамы и воспринимают ситуацию ее глазами.
Повышенная эмоциональность и недостаток словарного запаса малыша могут приводить к конфликтам и слезам. Ребенок ощущает свои потребности, но пока еще не может четко их осознать или сообщить о них взрослому. По этой причине у малыша основным средством коммуникации может оставаться крик и слезы. Старайтесь помочь малышу лучше понять себя и окружающих. Обращайте внимание на эмоции героев сказок или мультфильмов, описывайте переживания и ситуации, когда они возникают, разыгрывайте сюжеты из жизни ребенка с игрушками. Если на ваших глазах произошла поучительная ситуация с другим ребенком, обсудите с малышом ее после прогулки. Постарайтесь доступно объяснить малышу причину слез другого ребенка и способы помочь ему в преодолении негативных эмоций. Например, расскажите, что другой ребенок устал и проголодался, ему необходимо отправиться домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Ваш малыш будет стремиться понять переживания окружающих, станет более наблюдательным и внимательным к другим, а значит – будут развиваться его эмпатия и социальный интеллект.
Узнайте больше о сильных эмоциональных реакциях ребенка как в общении с ровесниками, так и в других жизненных ситуациях на марафоне "Не кричи!".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта