мышление

Изучаем овощи

Изучаем овощи
Поделиться

Наблюдаем, исследуем, пробуем

Овощи – неотъемлемый компонент полезного меню. Но, к сожалению, не всегда ребенок радуется, увидев их в своей тарелке. Для многих крошек расширение рациона - довольно сложный опыт. Ребенок бывает упрям и консервативен, несмотря на все ваши уговоры, стихи про овощи, традиционные загадки про девицу в темнице или сто одежек и даже ваш собственный пример. Но дети любят исследовать и творить. Эти важные двигатели детской заинтересованности мы можем использовать для пользы дела.

  1. Добываем урожай. Если на улице лето или осень, то ребенка можно познакомить с грядками, где растет полезный урожай. Морковка из холодильника – это скучно, а вот с собственной грядки – совсем другое дело. Только помните, что ребенок деятелен и любопытен. Не нужно заботливо приносить свежую морковь, уже помытую и готовую к употреблению. Пусть малыш сам вытащит ее за «зеленую косу», увидит ее всю в земле и попробует помыть. Обязательно контролируйте процесс, поскольку ребенок еще слишком мал, чтобы качественно подготовить овощи сам. Если у вас нет моркови, обратите внимание на лук, укроп, свеклу, картошку или горох. Это на столе все эти дары природы слишком абстракты и непонятны, поэтому воспринимаются ребенком с настороженностью. Если же малыш видел их в земле, ему становится любопытно. В начале лета до урожая далеко, но можно вместе с ребенком поливать грядку, следить за ростом стеблей, показывать, как вы пропалываете. Только ваш показ должен быть ознакомительным, чтобы не утомить ребенка. После такого знакомства вы можете предложить малышу рассмотреть эти овощи уже в магазине. Объясните, что посаженная вами, например, картошка потом вырастет такой, какой продается в овощном отделе.
  2. Рассказываем про вершки и корешки. Помните сказку про мужика и медведя, с которым они делили урожай? Для взрослого человека очищать овощи – рутина. Для малыша - это опыт познания частей и целого, съедобного-несъедобного. Конечно, двухлетке вы не дадите в руки нож или овощечистку. Но вот потереть свежую морковь или молодую картошечку специальной рукавичкой для очищения тонкой кожицы малыш может с усердием и большим интересом. Также малышу станет интереснее просто даже наблюдать, как вы готовите обед, если ваши пояснения понятны и подкрепляются демонстрацией.
  3. Изучаем форму и структуру. Характерный вид, цвет, размер, твердость – важные признаки, по которым мы отличаем овощи. Пусть малыш взвесит овощ в руке, ощупает его, может даже понюхать или лизнуть. Не будет вреда, если ребенок так продегустирует сырую картошку или свеклу. На его недоумение, что вкус и консистенция совсем не те, к которым он привык, самое время пояснить, что некоторые овощи чаще едят сырыми, а некоторые вкуснее и полезнее в вареном, тушеном или жареном виде. Предложите сравнить вареный и сырой картофель. Пусть ребенок сам попробует раздавить объект исследования толкушкой для пюре или обычной вилкой. Прокомментируйте результат и скажите, что приготовленный овощ стал мягким.
  4. Угадываем состав. Наверняка у вас есть иллюстрированные кулинарные книги, даже если сейчас вы чаще ищете рецепты в интернете. Рассмотрите с ребенком картинки и покажите, где видно кусочек огурца или картошку, порезанную соломкой. Многокомпонентные блюда можно сравнить с конструктором и поискать «детали» среди известных ребенку овощей. Потом вы можете поупражняться в угадывании, налив ребенку тарелку овощного супчика. Вот в ней морковка, вот соцветие цветной капусты, вот горошинка или веточка укропа. Все ярко и интересно. Превратите обед в дегустацию. Пусть малыш сравнивает и высказывает мнение. Не теряйтесь, если при пробе какого-то овоща ребенок сморщился и сказал: «Фу», невозмутимо предложите теперь попробовать другой компонент. Вы же исследуете, а не пичкаете ребенка.
  5. Сервируем. Подумайте, что приятнее есть: бесформенное варево непонятного цвета или яркое эстетичное блюдо? Малыши 2-4 лет обожают креативные решения. Сколько разнообразных цветов и форм можно увидеть в овощном блюде, если подойти к кулинарии с душой. Ребенок не любит отварную морковь? Предложите вырезать формочками для печенья силуэты из овощей и красиво разложить их на блюде. Такая морковка становится вкуснее и сказочнее. Кто-то может сказать, что это танцы с бубном вокруг еды и баловство ребенка. Но задумайтесь о культуре приема пищи. Иногда одна и та же пища вызывает разный аппетит в зависимости от подачи и сервировки. Не стоит упрощать еду и делать ее рутиной. Пусть малыш ценит дары природы как чудо, учится их беречь, украшать ими свой стол и ощущать их неповторимый природный вкус уже с раннего детства!
Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи