общение

Играю один

Играю один
Поделиться

Когда постоянные игры в одиночестве среди других детей должны настораживать маму дошкольника?

Внимательные и любящие родители часто тревожатся, боясь пропустить признаки неблагополучия в эмоциональном и социальном развитии малыша. Самым естественным занятием для ребенка является игра. Наблюдая за ней, мы можем понять очень многое об интересах, возможностях, социальных потребностях и общем развитии ребенка. Прежде всего, важно понаблюдать за потребностью в совместных играх с другими детьми. Если для ребенка 2-х лет параллельная игра рядом, но не вместе абсолютно нормальна, то трехлетка имеет уже совсем другие устремления.

  • Малыш активно социализируется, интересуется другими детьми и их занятиями, начинает подражать теперь не только взрослому, но и ровесникам и вступает с ними в контакт уже в игре.
  • От манипуляций с игрушками ребенок переходит к сюжетно-ролевым играм, где партнер не только важен, но и необходим для насыщенности игры впечатлениями.
  • Безусловно, помимо возрастных особенностей, у ребенка есть и собственная индивидуальность. Темперамент ребенка и его потребности в общении, а также легкость установления контактов тоже очень важны. Ребенок может иметь желание играть с другими, но не владеть навыками коммуникации. А может быть и банальная антипатия к другому ребенку или группе детей. Даже взрослые общительные люди не пытаются дружить со всеми вокруг. Любой человек избирателен в общении. Но если ваш ребенок постоянно играет один на площадке или в группе детского сада и даже не наблюдает с интересом за игрой других детей, стоит присмотреться к его реагированию повнимательнее.

💚 Что должно насторожить родителей ребенка старше 3-4 лет?

  1. Постоянные игры в одиночестве в хорошо знакомом ребенку коллективе. Нет ничего необычного, если малыш не бежит знакомиться на детской площадке. Ведь на ней множество впечатлений и часто присутствуют незнакомые дети и взрослые. Ребенок может банально стесняться или ждать инициативы от другого ребенка. Но если социальная среда стабильна, и ребенок уже к ней адаптирован, а интереса к игре с другими детьми так и не возникло, стоит на это обратить внимание.
  2. Отсутствие сюжета игры. Если ребенок этого возраста только однообразно манипулирует игрушкой, а игра не получает никакого развития, ребенок не старается перенять что-то из аналогичных игр окружающих детей, показать, как у него, похвастаться игрушкой или своей выдумкой с ней, то не нужно это игнорировать. Часто стабильные и однообразные манипулирования удобны взрослым. Ребенок тихо играет сам с собой, не беспокоит, не сражается за игрушки, не соревнуется с другими, не отстаивает свою правоту, а значит, ведет себя бесконфликтно. Все очень спокойно, но противоестественно, особенно для старшего дошкольника.
  3. Однообразие сюжетов и эмоциональной включенности в роли персонажей. Ребенок не отыгрывает роли, а напоминает наблюдателя, который лишь копирует общий контур сюжета. Ребенок вроде и подражает, но не пропускает роль через себя и свои эмоции. Такой малыш предпочтет мультик, а не игру, не радуется возможности обыграть сюжет вместе со взрослым, а к игре с другими детьми более безучастен, чем ровесники.
  4. Подмена социальных сюжетов темами из мультфильмов и сказок. Воображение ребенка в играх безгранично, но основными темами в период освоения социальных ролей являются хорошо знакомые всем нам игры в дочки-матери или семью, магазин, больницу, детский сад. Малыш может не стремиться отыгрывать эти сюжеты с ровесниками в 3-4 года, но играть с удовольствием со взрослым партнером. Но уже в 5-6 лет такие сюжеты малыш предпочитает обыгрывать в кругу ровесников. Если же вместо таких игр ребенок постоянно играет лишь в любимого сказочного героя, стоит присмотреться к игре малыша.
  5. Отсутствие соревновательности. Для трехлетки характерен особый азарт в подвижных играх. Ребенок хочет добежать быстрее или прыгнуть выше ровесников. Необязательно он бурно проявляет эти устремления. Но если вы скажете, что он победил, или отметите волю к победе, то заметите особую замотивированность ребенка сделать лучше или снова обратить внимание окружающих на его успех. Если малыш безучастен к ситуации соревнования, не стремится превзойти окружающих, равнодушен к своим успехам и не наблюдает за окружающими, стоит задуматься. При этом не нужно вешать ярлыков и считать ребенка изгоем. Малышу необходимо особое внимание и деликатная помощь взрослого. Только если никакие ваши усилия не возымели действия и в игре не наблюдается динамики даже на протяжении длительного времени, стоит проконсультироваться с психологом. При этом не обсуждайте ваши сомнения и опасения в присутствии малыша, ведь сейчас активно формируется его самооценка. Ваши неосторожные слова сами могут стать причиной низкой социальной активности ребенка.

💚 Если тема социализации ребенка и игр в коллективе для вас актуальна, познакомьтесь с уроками курса «Половая идентификация ребенка 3-5 лет». На курсе подробно разобраны игры мальчиков и девочек, особенности взаимодействия в коллективе и последствия нарушения формирования социальных ролей.

Пройдите
авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться
всеми возможностями сайта
Войти
Вам также станут доступны:

Похожие статьи