Что делать, если малыш отказывается от тихого часа?
Чем старше становится ребенок, тем больше вопросов возникает у мам по поводу его дневного отдыха.
В поведении и потребностях малыша появляется очень много индивидуальности, и мамам сложнее сравнивать своих детей с ровесниками.
После расспросов других мам на детской площадке или в интернет сообществе, близким малыша становится очевидным, что дети в 2,5 года очень различаются по своим потребностям в дневном отдыхе и в реакциях на саму идею днем лечь в кровать.
Для уверенности, что мы действуем в интересах ребенка, хочется обладать информацией о физиологических особенностях возраста.
Также следует понимать, что ребенок не в состоянии сам регулировать свою жизнь и часто отказывается от важных для его здоровья вещей из упрямства, нарушения контакта со взрослым или сбоя привычного режима.
💚 Давайте разбираться, что может усложнять попытки родителей уложить малыша днем?
Физическая активность малыша значительно возрастает. Ребенок уже способен на более продолжительные и разнообразные усилия. Работоспособность нервной системы малыша также отличается от характеристик детей на несколько месяцев младше. Но регуляция процессов переключения с возбуждения на торможение еще несовершенна. Малыш переутомляется и нуждается, если уж не в отдыхе в своей кроватке, то хотя бы в спокойной игре или пассивном занятии, когда он слушает чтение взрослых или аудио сказку, например. Как правило, малышу до 5 лет пока еще необходим тихий час. Это может быть необязательно сон. Возможно, достаточно стабильного спокойного занятия в дневное время, которое ребенок воспринимает с готовностью, расслабляясь и восстанавливая силы.
Ребенок подражает взрослому и может отказываться от сна, видя, что взрослые продолжают активно бодрствовать весь день. Потребность освоить взрослые роли сейчас выходит у малыша на первый план. Неуважительное отношение к ребенку как к несмышленышу, который должен подчиняться, вызывает протесты. Вам помогут ролевые игры, в которых малыш может изображать взрослого, укладывающего спать куклу или мягкую игрушки. Пусть малыш продемонстрирует знание нужных действий перед сном и покажет игрушке. Также вы можете полежать вместе с ребенком, например, читая книгу. Ребенок увидит, что и взрослый с удовольствием отдыхает посреди дня.
Малыш захвачен исследованием мира вокруг и боится пропустить важное и интересное.Обостренное любопытство этого возраста делает ребенка очень наблюдательным и целеустремленным. Малыш может увлечься каким-то делом и категорически отказываться его прерывать. Организуйте интересные игры, занятия и эксперименты крохи в период наибольшей физиологической активности, чтобы ребенок реализовал потребность и перешел к более спокойной внутренней переработке новых знаний. Вы можете озвучить малышу план, чем займетесь после тихого часа. Сделать это стоит деликатно, чтобы ребенок не прилег лишь на пять минут, возбужденный предстоящим событием. Объясните важность отдыха. Скажите, что для интересных дел вам понадобятся силы.
Вольное обращение с режимом ребенка сбивает его ритмы. Распорядок дня физиологически организует день. Организм настраивается на определенные процессы, при этом стрессы минимизируются, поскольку не нужно срочно приспосабливаться к новым обстоятельствам. При неустойчивом режиме ребенок может быть перевозбужден как раз в то самое время, когда вы пытаетесь его уложить спать. Для выработки подходящего индивидуального режима необходимо внимательное наблюдение за малышом: его естественным утренним пробуждением, сигналами усталости в течение дня, готовностью лечь в кровать вечером. Так вы сможете подобрать оптимальный распорядок для вашего ребенка, а не навязывать его. Отсутствие распорядка является стрессом для организма, вызывает неопределенность, тревогу и сильные эмоциональные реакции. Малыш тратит силы на приспособление к среде, а не игры и общение.
Ребенок противостоит жесткой позиции взрослого. В возрасте 2,5 лет малыш активно самоутверждается. Если взрослый давит на него и не считается с важной потребностью в принятии, то ребенок протестует. Если при этом малыш еще и уставший, то протестное поведение может быть более ярким. Истерика ребенка в этом случае подпитывается полным отсутствием возможности самоконтроля со стороны малыша, так как ресурсы истощены. Партнерство и уважительная коммуникация позволяют не доводить ребенка до подобных яростных противостояний. Любые правила следует пояснять ребенку и считаться с его потребностью самому разбираться в том, что и зачем происходит в его жизни.
Малыш социализируется и пробует добиваться своих целей с помощью манипуляций. Ребенку хочется управлять ситуацией, поэтому он замечает, как взрослый мотивирован уложить малыша спать. Использовать это и попытаться продавить свои интересы для ребенка является поведенческим экспериментом. Малыш старается балансировать на грани разрешенного и запрещенного, чтобы получать внимание взрослого. При этом малышу хочется одобрения и ясности в организации своей жизни. От непоследовательности взрослых малыш испытывает тревогу. Если мама определила правило и озвучила, что впереди будет отдых, то крайне губительно для малыша менять планы. Именно поэтому стоит внимательно относиться к собственным требованиям и не обещать чего-то невыполнимого. Озвучьте необходимость полежать днем или просто даже поиграть в тихие игры и непременно осуществите задуманное, делая это уверенно и при этом деликатно. Для ребенка подобная неизбежность не будет стрессовой. Он воспримет ее как важный элемент социализации. Поскольку многие малыши в этом или чуть более старшем возрасте знакомятся с детским садом, то данный опыт позволит избежать проблем адаптации в детском учреждении.
А ещепосмотрите эфир на эту тему от нашего консультанта по сну. Если проблема укладывания актуальна в вашей семье, познакомьтесь с курсом "Самозасыпание" и попробуйте практические шаги по налаживанию сна, пройдя марафон "Спим спокойно".
Пройдите авторизацию
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми возможностями сайта